Путин отменил обязательную продажу валютной выручки. Но с одним условием
Сегодня Владимир Путин подписал указ, отменяющий обязательную продажу валютной выручки экспортерами, норма которого до настоящего момента составляла 50%.
Ранее Минфин, в подчинении которого находится Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, по согласованию с Центробанком понизил норматив с 80% до 50%.
В указе, подписанном Путиным, есть свои плюсы и минусы. С законодательной и с управленческой точки зрения решение является абсолютно правильным.
Честно говоря, мы даже не предусматривали возможность установления различного норматива для различных отраслей экономики. До настоящего момента абсолютно все экспортеры были обязаны продавать валютную выручку по установленному нормативу.
Различия если и были, то между сырьевыми и несырьевыми экспортерами. Так, до 24 февраля сырьевые экспортеры были обязаны продавать 50% валютной выручки, несырьевые были и вовсе избавлены от подобных обязательств.
Однако здесь получалась правовая коллизия. Так к несырьевым экспортерам у нас относятся, к примеру, золотодобывающие компании, металлурги, производители алмазов, экспортеры зерна, подсолнечного масла и т.д. То есть, компании, продающие товары с минимальной переработкой и с минимальной добавленной стоимостью. Конечно, это был абсурд. Те же экспортеры золота ничем по факту не отличаются от золотодобывающих компаний (в плане экспортных параметров), однако условия по продаже валютной выручки были различны.
Вместе с этим, предприятия машиностроения были вынуждены до настоящего момента продавать 50% валютной выручки. Конечно, здесь нужно рассматривать каждый случай в отдельности, но высокотехнологичные предприятия, как правило, тратят значительную часть оборотных средств на приобретение иностранных комплектующих, патентов, технологий и т.д. То есть, многие компании были вынуждены сначала продавать евродоллары и получать рубли, после чего снова покупать валюту. Зато металлурги, которые практически не несут импортных расходов, имели такие же условия и продавали только 50% своей валюты, оставляя другую половину на счетах в иностранных банках.
Поэтому с данной точки зрения ручная настройка правил по нормативу продажи экспортной выручки является правильной. Правительственная комиссия может оценивать и определять нормативы не просто по отраслям, а, даже, по конкретным предприятиям. Это способно сделать механизм обязательной продажи более эффективным и гибким.
Однако на практике имеются серьезные риски. Так соответствующая комиссия находится под управлением Министерства финансов. А Минфин, увы, находится в неформальной зависимости от Центробанка, прислушиваясь к мнению Набиуллиной больше, чем к мнению условного Белоусова.
Задача Министерства финансов — наполнить бюджет. Задача Центробанка — обеспечить баланс на валютном рынке (чтобы спрос удовлетворял предложение). Соответственно, оба ведомства будут руководствоваться не интересами экономики страны, не будут разбирать конкретный случай, каждую отрасль, а будут заинтересованы в решении своих задач.
Чем слабее рубль — тем выше доходы бюджета. А если в страну приходит слишком много валюты, как сейчас, то, значит, необходимо избавить валютный рынок от этого.
И это мы еще не рассмотрели такой фактор, как откровенная прозападная ангажированность руководства ЦБ и Минфина, которая, увы, наблюдается по сей день.
Вообще валютным рынком в текущих условиях должно заниматься правительство. Но не в лице Минфина, а в лице аппарата правительства и Министерства экономического развития. Правительство должно создавать дополнительный спрос на валюту, находя ей сиюминутное применение. А, если, такового не найдет, то обменять на безопасные валюты (юани, рупии) и отложить до того момента, пока не появится возможность её потратить на конкретные цели. А таких в текущих условиях огромное количество. Необходимо скупать по всему миру технологии, специалистов, критически важное оборудование. Пусть втридорога, пусть переплачивая в пять раз, но сейчас это не важно.
В начале тридцатых годов государство платило огромные деньги западным (в частности, американским) инженерам, предоставляя баснословные контракты. Позволяя за 1-2 года заработать целое состояние. Но зато это все себя окупило в течение уже нескольких лет. А американская технология блочного строительства заводов позволила в ВОВ перевезти большинство производств из центральной части страны на Урал в кратчайшие сроки.
Этим же самым и должно заниматься правительство сейчас, пользуясь удачной конъюнктурой. Не отказываться от иностранной валюты, потому что её якобы слишком много, а активно искать её применение, помня, что для государства лишних денег быть не может. Если у правительства где-то образовывается профицит, будь то в федеральном бюджете или же на валютном рынке, то это просто напросто означает, что кабмин не достаточно компетентен, чтобы найти этим деньгам применение. Хотя, казалось, задач, которые предстоит решить, огромное количество.
Но, может быть, мы ошибаемся и всё пойдет совершенно по другому сценарию. С управленческой точки зрения Путин поступил совершенно правильно, предоставив правительству и Минфину в частности свободу действий по регулированию валютного рынка. А вот как кабмин уже воспользуется этой возможность — будем смотреть.