Путин показал железный аргумент. «Урок в Черном море» усвоен. Разрушитель городов уже готов, на очереди новый убийца флотов
Один такой корабль способен причинить врагу тяжелейший экономический и демографический ущерб. Он выходит в море в тот момент, когда Запад пытается установить нам блокаду, охотится за нашими танкерами и устраивает диверсии в портах.
О втором дыхании военно-морского флота России «Новороссия» говорит с военным обозревателем «Царьграда» Владом Шлепченко.
– В Северодвинске на заводе «Севмаш» подняли флаг на новейшем атомном подводном ракетоносце «Князь Пожарский». В церемонии участвовал Владимир Путин. То есть это событие государственной важности?
– Безусловно. Это важнейший шаг в укреплении морской составляющей нашей ядерной триады. «Князь Пожарский» – пятая подлодка проекта «Борей-А», и к 2030 году таких кораблей станет как минимум девять, а всего 12 – если считать вместе с тремя «Бореями» первой серии. В процессе постройки находятся аналогичные крейсера «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин».
Церемония спуска на воду крейсера «Князь Пожарский».
– Но разве у нас мало стратегических подводных ракетных крейсеров?
– Геополитическая обстановка диктует необходимость наращивания потенциала: чем больше у нас таких кораблей, тем устойчивее наша позиция в переговорах с Западом.
К тому же флот требует постоянного обновления. Старые лодки проектов «Кальмар» и «Дельфин» скоро достигнут предельного срока службы – им на смену и должны прийти современные «Бореи».
– Чем так они хороши?
– Каждый из них способен нести 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава-30» с дальностью полёта свыше 9 тыс. км.
В свою очередь, каждая из этих ракет может доставить к цели от шести до 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн каждая. Для понимания: 150 килотонн лишь одной боеголовки – это в десять раз мощнее, чем атомная бомба, сброшенная на Хиросиму. Такого арсенала хватит, чтобы поставить под угрозу само существование большого государства.
При этом у «Бореев» практически неограниченный запас хода благодаря ядерной энергоустановке. Они могут месяцами скрываться в океанских глубинах, оставаясь «невидимыми» для противника.
– В своей речи на «Севмаше» президент упомянул, что в России сейчас строится более 70 кораблей. Железный аргумент.
– Речь не только о боевых кораблях, но и о гражданском флоте – ледоколах, газовозах, транспортных судах. Это важнейшая часть экономической стратегии, особенно в условиях санкций.
Но и военная составляющая тоже серьезная: многоцелевые АПЛ «Ясень-М», дизель-электрические подводные лодки типов «Лада» и «Варшавянка», фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», корветы трёх проектов, пара десантных кораблей, малые ракетные и патрульные корабли.
– Проект «Ясень» создавался 18 лет, с 1993 года…
– Да, это была первая лодка проекта – «Северодвинск», воплотившая в себе все достижения советской военной науки и современного подводного кораблестроения. И уже на ее базе был создан серийный проект 885М с самыми передовыми решениями.
Если задача «Бореев» – испепелять вражеские города, то подлодки «Ясень-М», без преувеличения, являются убийцами флотов. Сейчас на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов стоят пять таких кораблей, еще несколько строятся и готовятся к закладке.
Подводные лодки «Ясень-М» являются убийцами флотов.
– Каково текущее состояние ВМФ России. «Урок в Черном море» усвоен?
– СВО показала, что России необходимо провести очень серьезную работу, чтобы наш флот был полностью готов воевать здесь и сейчас, а не только демонстрировать флаги на парадах. Теории «большой морской войны» уступили место гибридным угрозам – и к этому надо адаптироваться.
При грамотном подходе у России есть все шансы сохранить статус великой морской державы. И дело тут не ограничивается строительством новых кораблей, нужна срочная модернизация уже имеющихся.
Корабли сейчас довооружают средствами борьбы с БПЛА, с безэкипажными катерами, которыми Украина атакует Черноморский флот. Планируется установка БПЛА и запуск с кораблей дронов для ведения разведки в дальних зонах.
– Не приведет ли Россию увлечение флотом к ослаблению сухопутных сил, как это было перед Первой мировой?
– Думаю, сегодня такого перекоса не будет. Россия – континентальная держава, и армия остается приоритетом. Однако флот – это не только военная мощь, но и защита экономических интересов. Без контроля над морскими путями наша торговля, экспорт энергоресурсов окажутся под угрозой. Поэтому баланс между армией и флотом должен сохраняться.
– Когда можно будет сказать, что русский флот стал по-настоящему сильным?
– Он уже сейчас один из сильнейших в мире, особенно в подводной компоненте. Но к 2030 году, с вводом новых кораблей и модернизацией старых, его возможности значительно вырастут. Главное – не гнаться за количеством, а делать ставку на качество, технологии и боевую подготовку.