Путину сказали, что виноват капитан нефтетанкера, но вот что выяснилось со слов капитана

Путину сказали, что виноват капитан нефтетанкера, но вот что выяснилось со слов капитана

На кадры Черноморского побережья, куда выбрасывает мазут после аварии на двух нефтяных танкерах  «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», смотреть спокойно невозможно.

Естественно, Владимира Путина не могли не спросить об этом на «прямой линии». И вот что он ответил:

«Во-первых, это, конечно, беда экологическая, это совершенно очевидно.

Правоохранительные органы дают оценку действиям капитанов судов. Мне докладывали, что по их мнению капитаны судов нарушили соответствующие правила, не ушли вовремя в укрытия. Некоторые ушли в укрытие, с ними все нормально. А эти не ушли, на якорь стали не там, где было положено. Но это уже пускай соответствующие службы Минтранса и правоохранительные органы с этим разбираются.

Второе: на данный момент не знаю, что происходит, но вчера ещё продолжался шторм, и работы вести достаточно сложно. К субботе где-то море должно утихнуть, и можно будет наладить работу. Почти 40% топлива вытекло, и с ним работают разные службы Министерства природных ресурсов, Минтранса и МЧС.

Я попросил председателя правительства организовать рабочую группу, её возглавляет вице-премьер по транспорту Савельев. Мне докладывают о том, что происходит. Нужно будет изучить, в каком состоянии находятся танки. И, конечно, нужно думать о том, что делать в ближайшем будущем.

На первом этапе необходимо заградительными бонами предотвратить дальнейшее загрязнение из затопленных танков, и сосредоточить максимум усилий на очистке побережья от мазутных пятен».

Но ведь это только часть проблемы. По словам Путина, спасательная операция продолжится и в мае, и уже сейчас к ней надо готовиться. Все дело в том, что сейчас часть мазута осела на дне, но при изменении температуры в мае его может поднять и, по всей вероятности, вновь выбросит на берег.

Поэтому-то и нужно танкеры поднимать как можно раньше, чтобы не было еще большего разлива.

А может быть нефть со дна моря не поднимет — но это еще хуже, и об этом чуть позже.

Именно поэтому многие пишут, что пляжный сезон в Анапе, а то и в соседнем Геленджике может быть потерян. Да что сезон! Возможно, не один сезон.

Путин ссылается на слова краснодарского губернатора Вениамина Кондратьева, что в работе задействовано сразу 4 тысячи человек — и этого, мол, вполне достаточно.

Но все дело в том, что сотрудников МЧС там только 267 человек. На многие десятки километров. Остальные — волонтеры. И они реально работают в тяжелейших условиях. Вонь от мазута страшная, у людей под конец дня — обильное слезоточение, и это далеко не все трудности.

Мазут убирают в мешки, но, по словам волонтёров, уборка идёт с трудом: нефтепродукты быстро разъедают пластик мешков, да и порой волны уносят их обратно. В магазинах раскупили почти все лопаты. Волонтёры просят присоединяться неравнодушных, то есть людей реально не хватает!

А если волонтеры закончатся? В советское время можно было согнать солдат. А сейчас кого?

Вообще, на этом фоне местные чиновники и федеральные СМИ как-то подозрительно спокойны относительно сложившейся ситуации, хотя очевидно, что для ликвидации катастрофы такого масштаба необходимо привлекать все имеющиеся силы, не замалчивать ситуацию. Ведь это реальный удар по стране. Мы — не Турция, у нас не так много мест у теплого моря, чтобы относиться к этому с хладнокровным спокойствием.

Думаю, и по другому вопросу Путина проинформировали совершенно не так. Президент говорит о вине капитана «Волгарьнефти», но может быть того просто решили сделать козлом отпущения, потому что полететь доджны совершенно иные большие головы.

«Капитан «Волгонефти-212″ 10 дней буквально уговаривал разгрузить танкер — на борту сломался один из котлов, груз остывал», — сообщает Baza.

Журналисты обнародовали сообщения капитана танкера Леонида Волегова, в которых он прямо предупреждает, что средняя температура груза — 40 градусов: «Боюсь, что одного котла надолго не хватит».

По данным источника, нефтепродукты должны были выгрузить ещё до 30 ноября, однако они оставались на судне вплоть до дня катастрофы — 15 декабря.

Посмотрите как это расходится со словам Путина, который рассказывал на пресс-конференции, что какие-то корабли из-за сильного шторма ушли к берегу, а эти, мол, не ушли.

Журналисты сообщают, что после выгрузки нефтепродуктов экипаж планировал успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море, поскольку документы на пребывание в порту действовали только до 30 ноября.

Но выгрузка, как уже было сказано, задерживалась. Причин было несколько (и это подтверждают СМС-сообщения капитана): то погода не позволяла провести разгрузку, то другие суда разгружали вперёд «Волгонефти-212».

«С первых чисел декабря экипаж переживал за груз и почти ежедневно спрашивал, когда же нефтепродукты разгрузят, — уточнили журналисты. — Последний раз капитан Волегов просил разгрузить танкер 14 декабря — за день до катастрофы.

В общем, Путина, похоже, опять обманули.

Вообще столько вопросов сейчас всплывает… Помимо двух озвученных: «А если бы не волонтеры, то что бы сейчас там было?» и «Точно во всем виноваты капитанов судов?», меня вот волнует еще один.

Выделит ли глава Лукойла Вагит Алекперов, самый богатый человек России, согласно списку российского Forbes (28,6 млрд $) , и другие такие же, как он нефтянники, миллиардные суммы на ликвидацию этой катастрофы? Да, они вроде как ни при чем. Виноват либо капитан, а скорее всего, как мы выяснили, порт Новороссийска, который долго не разгрушал танкер.

Вот, кстати, этот такер «Волгонефть-212» «вживую»:

А это его стандартный маршрут:

Сами понимаете, суда устаревшие. Технологии середины прошлого века… Сама конструкция уже сильно изношена, ослаблена. А тут еще и главная проблема таких судов: боязнь штормов.

Это морской танкер может спокойно болтаться в море, не боясь штормов. Он под это спроектирован.

Но танкеры «Волгонефть» не созданы для путешествия в морские дали. Их задача «проскочить» 450-500 км от Ростова-на-Дону через Азовское море в Новороссийск. Причем сделать это нужно в хорошую погоду, без сильных волн, максимально быстро.

Да, Лукойл и прочие здесь совершенно ни при чем. Но здесь-то и нужно показать свое «нефтяное содружество», показать, что тебе небезразична Россия. У кого еще есть такие деньги, которые помогли бы устранить хотя бы частично эту экологическую катастрофу? Или, так и будем выезжать на бесплатных волонтерах?

И катастрофа реально огромная. Если вытекло 40% мазута, а нефтетанкеры перевозили по 4 тысячи тонн каждый, то получается, что в море вылилось более 3 тысяч тонн — это вдвое больше загрязнения аналогичной аварии в 2007 году.

Тогда волны в 4-5 метров высотой разломили пополам танкер «Волгонефть-139» – его нос остался с якорем на месте, а корму с экипажем прибило к острову Коса Тузла.

«Это все попало на песчаное побережье Тузлы, на Таманское побережье и часть мазута ушла в сторону Керчи, загрязнив Аршинцевскую косу. Потом это всё собирали в течение 2-3 месяцев. Тысячи тонн мазутно-песчаной смеси утилизировали, а то, что осталось на дне, к весне уже не обнаружили. Всё зависит от того, какой марки был мазут. Более легкий по плотности схож с соленой водой и поднимается на поверхность, тяжелый – ляжет на дно и убрать эти шарики практически невозможно. И это худший вариант, поскольку с побережья их физически можно убрать», – считает зампредседателя крымской ассоциации «Экология и мир», эколог Андрей Артов.

Он напомнил, что в 2007 году мазут вовремя откачали, не допустив повторного загрязнения. Тоже самое необходимо предпринять сейчас:

«Важно это не оставлять и не ждать, чтобы не было новых разломов и разлива. Что касается воздействия, то максимальным оно будет на прибрежную флору и фауну – моллюски, мидии, водоросли, придонные виды рыб, как камбала и кефаль. Улов в следующем году может быть с запахом нефти. А в остальном мазут – это органическое вещество, оно разлагается. Года два будет идти окисление, а полностью биота восстановится только через пять лет»