Ракетные крейсера проекта «Атлант» («Москва», «Устинов», «Варяг»). Призрак былого военно-морского могущества СССР.

Ракетные крейсера проекта "Атлант" ("Москва", "Устинов", "Варяг"). Призрак былого военно-морского могущества СССР.

Пока сетевые эксперты, переквалифицировавшись из вирусологов в знатоков морского боя и военного кораблестроения, стремительно выносят безжалостные вердикты по тому, что случилось с флагманом Российского Черноморского Флота, мы попробуем вспомнить, с какими целями и когда создавалась этот проект.

Начнем с того, что очень и очень скоро, в апреле нынешнего года, исполнится ровно полвека с того момента, как специальная техническая комиссия при Совете Министров СССР, выдала кораблестроителям техническое задание на проектирование нового типа кораблей. Они должны были стать серьезным противовесом натовским авианосным группировкам, имевшим серьезный количественный и качественный перевес на основных океанских ТВД. Подрядчиком и исполнителем задания выступило «Северное проектно-конструкторское бюро», расположенное а Ленинграде. Уникальность этих кораблей состояла в том, что они занимали промежуточное положение между эскадренными миноносцами с управляемым ракетным оружием и полноценными крейсерами УРО типа 1144 "Орлан" ("Пётр Великий"). "Орланы" были во всех смыслах замечательными кораблями, и остаются одними из самых мощных, вплоть до сегодняшнего дня. Но их постройка и эксплуатация обходилось отнюдь не бездонному советскому бюджету чрезвычайно дорого. Требовалась некая альтернатива — корабль, способный работать в дальней морской зоне и нести мощное вооружение, но при этом куда более скромных размеров и запросов, на фоне своего более старшего и крупного "товарища".

Ракетные крейсера проекта "Атлант" ("Москва", "Устинов", "Варяг"). Призрак былого военно-морского могущества СССР.

Почти шесть лет прошло от начала работ и до закладки первого корабля серии. Сложность задачи состояла в том, что относительно небольшой корпус (полное водоизмещение около 11000) требовалось под завязку набить самыми актуальными и мощными на тот момент типами противокорабельных ракет и зенитного оружия дальнего и ближнего действия. "Москва" (бывш. "Слава") попавшая нынче во все новостные заголовки, стала самым первым кораблём серии и вошла в строй советского флота ровно четыре десятилетия назад. То есть в этом году у неё должна была случиться двойная круглая дата. Всего было запланировано к постройке десять кораблей этой серии, но в итоге в строй вошло лишь три. Все они до сих пор несли службу на разных флотах и не так давно встретились, во время январских учений в Средиземном море. Ещё один корабль серии, отошедший нашим соседям, до сих пор догнивает у причальной стенки в месте основного строительства, городе Николаев.

Читайте ещё: МиГ-35. "Дохлая Утка", или продолжатель традиций МиГов? У "Тридцать пятого" ещё есть шансы на рынке. Пример — французский Рафаль

Ракетные крейсера проекта "Атлант" ("Москва", "Устинов", "Варяг"). Призрак былого военно-морского могущества СССР.

Крейсера типа "Атлант" для своей эпохи были весьма боевым и рабочим проектом, но, как говорится, время безжалостно и скорее рано, чем поздно, они были бы вынуждены уйти с военно морской сцены. Жалко, что адекватная замена существует пока лишь в проектах и потому ветеранам ВМФ нужно было тянуть лямку, вместо того, чтобы уступить место более свежим типам ракетных кораблей. Все они прошли достаточно серьезную модернизацию за последние пять лет, но она никак не могла повлиять на то, что создавались эти мощные корабли под совершенно конкретную концепцию советского флота, где приоритет отдавался ударным функциям, а защита группировки отдавалась на откуп палубной авиации. Да и о группировках, которые были запланированы в качестве развития советского океанского флота теперь можно только мечтать. "Москва", в этом смысле, была модернизирована хуже своих "братьев-близнецов" "Маршал Устинов" и "Варяг". Это было связано с ограниченностью черноморского ТВД и списком задач нашего заслуженного флотского ветерана. "Атлант" и по сей день в теории способен залпом своих ракет сравнительно легко уничтожить авианосец, но для этого ему нужен советский размах, которого ныне нет и в помине.

Читайте ещё: "Большой ветер" после Бури в пустыне. Как танки Т-34, с двигателем от МиГ-21, спасли мир от глобальной экологической катастрофы

Так что нынешние события, с учетом самого плохого развития, безусловно факт печальный и даже несколько деморализующий. Но на общую ситуацию способный повлиять едва ли. Возможно даже наоборот, это даст некий импульс нашим военным морякам и кораблестроителям, слишком долго рассчитывавшим на старое советское наследство.

Читайте ещё: "Ищут и не могут найти". Российская "Варшавянка" ещё раз продемонстрировала, почему она "Чёрная дыра".

Ракетные крейсера проекта "Атлант" ("Москва", "Устинов", "Варяг"). Призрак былого военно-морского могущества СССР.

Справка: Ракетный крейсер типа "Атлант" 1164, кодировка НАТО Slava class. Полное водоизмещение 11300 тонн. Максимальная скорость 32,5 узла (крейсерская 18 узлов), дальность хода 8000 км, автономность 30 суток. Основное оружие (кресер "Москва") Противокорабельные ракеты П-1000 "Вулкан, зенитные С-300Ф, зенитные комплексы и артиллерия ближнего радиуса, минное и противолодочное вооружение. Первый корабль серии вступил в строй в декабре 1982 года (крейсер "Москва"). В 2016 году впервые встал вопрос об утилизации крейсера, но в связи с напряженной обстановкой в мире его службу было решено продолжить.

Читайте ещё: Инцидент в районе Курил с американской субмариной класса "Вирджиния", что это значит? Мнение настоящего специалиста.

Подписывайтесь на наш канал. Оставляйте комментарии не забывая о правилах Дзена и нормах общения на площадке. Спасибо!