Рамками Минобороны чистки не ограничатся: В диверсии на самолётах ВКС нашли «кипрский след»
Один из ключевых при производстве военных самолётов заводов оказался в собственности иностранной компании. Вызывает ли удивление тот факт, что детали, поставленные предприятием, стали причиной аварии?Ущерб более чем на сотню миллионов
В соцсетях распространяется информация о новом инциденте в Министерстве обороны России. Оборонное ведомство понесло большой материальный ущерб из-за поставки бракованных деталей для военных самолётов. Комментаторы уже назвали это «диверсией».
Из-за технической неисправности Минобороны потеряло около 130 миллионов рублей — из строя оказались выведены сразу пятёрка самолётов Ил-76. По факту произошедшего уже возбуждено уголовное дело. Но пока точно неизвестно, что стало причиной произошедшему: диверсия или преступная халатность?
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Подробности о произошедшем инциденте опубликовали «Известия». Газета ссылается на внутренний источник в правоохранительных структурах, который рассказал журналистам о «кипрском следе».
Некачественные запчасти
Причиной для поломки «Семьдесят шестых» стала поставка некачественных запчастей для самолётов. На машины были установлены контрафактные подшипники, негодность которых, по счастью, удалось выяснить в процессе эксплуатации, но без авиакатастроф и человеческих жертв.
Машины были временно выведены из строя для замены комплектующих. Катастрофы не произошло, но это пять боевых летательных аппаратов, которые могли выполнять свои задачи вместо простоя.
В данный момент столичный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 201.1 Уголовного кодекса России «злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». По данной статье для виновных предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 миллионов рублей до десяти лет лишения свободы.
Фото: Пресс-служба Следственного комитета России/sledcom.ru
Дело было возбуждено против руководства Балашихинского литейно-механического завода. Это режимный объект, который поставляет Минобороны продукцию военного назначения. Иначе говоря, речь идёт о вопросах безопасности страны!
Поставка бракованных запчастей оказалась в принципе возможной из-за подделанных документов. Опираясь на документацию, инженеры встроили контрафактные детали в новейшие самолёты, которые успели даже осуществить несколько вылетов до обнаружения неисправности.
«Кипрский след»
Официально БЛМЗ изготавливает колёса, тормоза, агрегаты управления тормозными системами и запчасти для авиационной техники. Предприятие обслуживает широкий спектр авиации от гражданских вертолётов до новейших военных самолётов.
«По словам источника, управленцы БЛМЗ в период с декабря 2017 по январь 2022 года приобрели подшипники неизвестного происхождения и не отвечающие требованиям конструкторской документации. <…> По версии правоохранительных органов, неустановленные пока менеджеры БЛМЗ таким образом пытались избежать ответственности и штрафных санкций за просрочку исполнения договоров на поставки запчастей и получить оплату по заключенным контрактам в рамках гособоронзаказа. Именно для этого, полагает следствие, они подделали документы о закупке подшипников у ОАО «Самарский подшипниковый завод» (СПЗ)», — передают «Известия».
Однако руководство завода считает себя потерпевшей стороной в этом деле, так как БЛМЗ приобрёл бракованные детали на стороне — у Саратовского подшипникового завода. Именно СПЗ передал предприятию контрафакт.
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Самое интересное, что, согласно «СПАРК-Интерфакс», 100% уставного капитала СПЗ принадлежит кипрской фирме SPZ Holding Limited. Иными словами, завод, который поставляет детали для оборонного предприятия, управляется неизвестными лицами из оффшора. И есть подозрения, что это могут быть даже не наши хитрые предприниматели, а западные «инвесторы».
И тогда слова о диверсии действительно обретают смысл. Впрочем, в произошедшем, а также в том, кто прав, а кто нет разберётся следствие. Тем не менее, пять Ил-76 до замены подшипников будут простаивать.