Раскрыт смысл высылки российских дипломатов из Европы

Раскрыт смысл высылки российских дипломатов из Европы

Высылка российских дипломатов из двух десятков европейских стран, хотя и была ожидаемым шагом коллективного Запада, оказалась беспрецедентной в своем роде. В общей сложности с момента начала спецоперации на Украине о подобном решении объявили по меньшей мере 24 государства, а также Евросоюз. Суммарное количество высланных отечественных дипломатов превысило 300 человек. Москва анонсировала симметричные ответные меры, эксперты же сходятся в одном: подобно обмену санкциями, новый виток противостояния опасен для всех сторон.

Непосредственным поводом послужила информация о якобы обнаруженных в украинской Буче «многочисленных жертвах российской операции». Как итог — в течение немногим более суток почти два десятка европейских государств объявили российских дипломатов персонами нон-грата. Подобный статус предполагает, что работники представительств вели деятельность, несовместимую с их положением (будь то шпионаж или что-то подобное), поэтому теперь лишены иммунитета и должны покинуть страну пребывания в оговоренные сроки.

Среди лидеров оказались, разумеется, страны, где диппредставительства РФ традиционно многочисленны, — Германия (40 высланных), Франция (35 выдворенных), — а также государства, давно и планомерно проводящие откровенно антироссийскую линию, не упуская при этом любой возможности для демарша.

Польша обскакала крупнейших членов Евросоюза, объявив персонами нон грата 45 дипломатов, и в общей сложности столько же выслали страны Прибалтики, причем Латвия и Литва даже отказались от присутствия на своей территории послов России.

Но некоторые страны, даже несмотря на солидарность с общим «антироссийским фронтом», решили повременить с сокращением дипотношений. Например, власти Японии, по данным местных СМИ, опасаются за то, что реакция Москвы повлияет на положение японских граждан в нашей стране.

В России анонсировали ответные меры, а шаги, предпринятые за рубежом, назвали элементом информационной борьбы.

«В последние десятилетия коллективный Запад начал использовать объявление российских дипломатов персонами нон грата в качестве инструмента не дипломатической работы, а информационно-политической атаки», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Как правило, ответы российской стороны в подобных ситуациях носят симметричный характер. Достаточно вспомнить крупнейшую до нынешнего момента высылку дипломатов РФ из-за рубежа в марте 2018 года, после инцидента в Солсбери, в котором Запад обвинил Россию. Но даже тогда масштаб был куда меньше, чем сейчас, поскольку за две недели 29 стран и НАТО выдворили в общей сложности немногим более 150 дипсотрудников.

В случае с каждым государством Россия действовала по принципу взаимности, высылая ровно такое же число иностранных работников посольств и консульств (исключением стала Великобритания, которой было указано отозвать еще 27 человек, чтобы привести в полное соответствие численность британского диппредставительства в Москве и российского — в Лондоне). Но массовые высылки вроде бы завершились: последующие «обмены» собственными дипломатами носили уже узконаправленный характер. Так, в прошлом году Чехия выслала 18 российских работников (в связи с чем, наряду с США, попала с список недружественных РФ стран), но вширь процесс не разрастался.

В нынешней же ситуации вполне вероятно, что запущенный Западом процесс не остановится на взаимных и равнозначных мерах. Как отметил заведующий кафедрой дипломатии МГИМО МИД России, экс-посол РФ в Норвегии, Южной Корее и Японии Александр Панов, возможно, что «и сам «обмен» и не будет по схеме «одного на одного»: в любом случае высылка с российской стороны окажется значительной».

«Конечно, нынешние шаги европейских стран — это скоординированный демарш, — заявил дипломат. — Что же касается того, кому он нанесет вред — разумеется, ущерб будет для обеих сторон. Массовая высылка дипломатов радикально сокращает возможности общения, получения информации, оказания визовых услуг, помощи собственным гражданам. Речь идет о прерывании всех контактов: политических, экономических, культурных, — это окажет самый негативный эффект на двусторонние отношения. Он обоюдоострый, как и введение санкций в экономике, что мы уже наблюдаем. В истории дипломатический отношений я не припомню столь массового явления, это первый подобный случай».

По мнению Александра Панова, объявление высланных дипломатов персонами нон грата — лишь глупый предлог: «Западу необходимо как-то прикрыть собственные странные действия. Поэтому и были сделаны заявления о персонах нон грата, которые якобы занимались некой сомнительной деятельностью за рубежом. Но этом случае возникает закономерный вопрос: почему при таких масштабах проблемы ожидание оказалось столь длительным? Так что предлог даже не просто неубедительный, а банально глупый. Если говорить о перспективах замены высланных дипломатов новыми, то, думаю, многие страны могут отказаться от такого варианта».

Если в случае с «делом Скрипалей» удалось затормозить процесс противостояния и продолжить контакты, пусть и с «усеченными» представительствами, то сейчас шансов выйти из дипломатического кризиса немного.

«Это дело не ближайших месяцев, и зависеть все будет от дальнейшего развития событий на Украине и вокруг нее. Но при любом сценарии восстановление дипломатических отношений до прежнего уровня будет долгим и трудным», — уверен Александр Панов.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, в свою очередь, считает последние действия Запада не попыткой надавить на Россию, а частью стратегии по «отгораживанию» от нее.

«Не думаю, что кто-то всерьез рассчитывает, будто подобные меры повлекут за собою некий немедленный результат. Даже в текущих событиях невозможно представить, что в ответ на высылку дипломатов Россия изменит проводимую ею политику. Этого, как мы видим, не происходит, — отметил политолог в разговоре с «МК». — На мой взгляд, дело в другом: для западных стран эти шаги — этап на пути отгораживания от России.

Ситуация достаточно быстро меняется — если даже посмотреть на тенденции начала года, то мы увидим, что, скорее, Москва отгораживалась от Запада. Там же, напротив, говорили о необходимости сохранения отношений, о том, что их нельзя загонять в угол, а переговоры и любые контакты лучше их отсутствия… И хотя даже тогда были высылки дипломатов, они носили точечный характер. На тот момент уже фактически шла «холодная война», в рамках которой отдельные подобные шаги не являются чем-то экстраординарным.

В то же время, если смотреть на опыт прежней «Холодной войны», то массовые высылки были довольно редкими, как правило — приуроченными к каким-то шпионским скандалам, и не сопровождались аналогичными действиями сразу нескольких стран. Достаточно вспомнить высылки советских дипломатов из Великобритании при Маргарет Тэтчер, или из Франции, на которые, например, Германия или Бельгия никак не реагировали, это был вопрос исключительно двусторонних отношений на фоне общей конфронтации.

Сейчас же мы видим массовое явление, фактическое сокращение до минимума аппарата посольств в ряде государств, и это означает, что с 24 февраля Запад перешел к курсу на изоляцию России в самых разных сферах. В частности, в случае с исключением РФ из Совета Европы западные страны даже опережали Москву, не особо торопившуюся, несмотря на свою риторику, покидать СЕ».

Алексей Макаркин также сомневается в возможности «компенсировать» потери в диппредставительствах за счет новых фигур — это будет зависеть от конкретной страны.

«Важно понимать, что речь не идет об автоматической замене сотрудников. Объявление персоной нон грата в данном случае — элемент, который говорит не о простом сокращении штата, а о фактическом обвинении в деяниях против страны пребывания. Кроме того, любой дипломат, отправленный «на замену» все равно должен подать заявление на аккредитацию, а то, как их могут рассматривать, мы видели на примере США, где часть работников выслали, а кандидатуры новых так и не одобрили. Даже в более спокойные времена бывали ситуации, когда, например, у дипломата истекает срок полномочий, а того, кто его должен заменить, не аккредитуют, хотя это вроде бы рутинная ситуация. С США это противостояние на уровне посольств началось раньше, в Европе же может произойти сейчас», — заключил эксперт.