Раскрыт возможный сценарий переговоров России и НАТО
«Холодная война не уйдет даже при самом оптимистичном варианте»
Россия подтвердила, что консультации с Соединенными Штатами по гарантиям безопасности могут пройти уже 10 января. В ходе встречи будут обсуждаться вопрос Украины и контроль над вооружениями. Ранее генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг объявил о решении созвать 12 января заседание Совета НАТО-РФ. Эксперты рассказали, чего стоит ждать от этих переговоров.
Представители РФ и США 10 января в рамках диалога по стратегической безопасности проведут переговоры по ситуации вокруг Украины, безопасности в Европе, а также по контролю над вооружениями, сообщает AFP со ссылкой на представителя Совета национальной безопасности Белого дома. «Соединенные Штаты рассчитывают на диалог с Россией», — заявил источник.
Более того, по словам представителя Совета нацбезопасности, 12 января может пройти заседание Совета Россия — НАТО, а уже 13 — переговоры представителей РФ и ОБСЕ.
«Когда мы сядем за стол переговоров, Россия может изложить свои обеспокоенности, а мы изложим свои, в том числе по поводу деятельности РФ», — отметил представитель Совета национальной безопасности США. При этом любые договоренности с Москвой будут учитывать интересы Киева, подчеркнул американский чиновник.
«Это будут очень непростые переговоры, — комментирует «МК» первый вице-президент Центра политических технологий, профессор Высшей школы экономики Алексей Макаркин. – Главный момент на них – это вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Украину и Грузию. Россия здесь выдвинула требование, чтобы были отменены результаты Бухарестского саммита 2008 года. В свою очередь для Североатлантического альянса это неприемлемо, поскольку тут речь идет именно о правовой фиксации. Остальные вопросы — в том числе о ракетах, учениях и так далее – могут быть обсуждаемы.
Сейчас фактически идет новая версия «холодной войны». Если посмотрим на старую ее версию (лет 40–50 назад), то там вопросы о ракетах достаточно активно обсуждались. Дальше эти темы переходили в техническую фазу – в чем-то стороны договаривались, в чем-то нет. В принципе, это считалось вполне возможным. При этом ранее вопрос о приеме в НАТО новых членов был не актуален (по крайней мере в районе советской границы), потому что красные линии по итогам Второй мировой войны уже были проведены.
Поэтому сейчас складывается довольно необычная ситуация для «холодной войны». Здесь сторонам будет очень сложно найти какой-то взаимоприемлемый вариант. Потому что, с одной стороны, Россия не доверяет устным обещаниям. Кроме того, время быстро идет — если даже брать реалистичные сроки, что в течение ближайших 10 лет ни Украина, ни Грузия не будут приняты в НАТО. И, вероятно, осознание этого факта является одним из стимулов для того, чтобы Россия инициировала эти переговоры.
С другой стороны, у Запада тоже есть два ключевых момента. Во-первых, НАТО не хочет допускать того, чтобы Россия влияла на его внутренние решения. Во-вторых, в альянсе в таком случае могут быть разочарованы Грузия и Украина, чего в НАТО тоже не хотели бы допускать».
По словам эксперта, в данной ситуации есть два возможных варианта. Один из них заключается в том, что сторонам все-таки удастся договориться, причем по более широкому кругу вопросов или даже о большом компромиссе между Россией и Западом. Более того, могут быть подключены какие-то другие вопросы, не только те, которые изначально заявлены.
«Пессимистичный вариант заключается в том, что договориться не удастся, — продолжает Алексей Макаркин. – Стороны будут стараться переложить ответственность за неудачу друг на друга. И в этом случае переговоры будут непродолжительными, поскольку Москва заинтересована в том, чтобы установить какие-то неформальные сроки. Если же она не сможет этого сделать, то будет новый этап гонки вооружений и возможное размещение ракет в чувствительных для той или иной стороны территориях.
Между тем, если переговоры провалятся, то уровень недоверия будет крайне высоким. Более того, «холодная война» даже при самом оптимистичном варианте не уйдет. Однако она примет определенные рамки, которые можно будет регулировать. В условиях этих рамок можно повышать доверие к странам. Другой вариант – это «холодная война», при которой ни рамки не обозначены, ни доверия нет».
Скептического прогноза в отношении предстоящих переговоров придерживается руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Сергей Кислицын.
«Россия пытается получить гарантии о том, что НАТО не будет расширяться, чего альянс, разумеется, никогда гарантировать не будет, – отметил политолог. – Об этом говорили и главы государств-членов НАТО, и генсек Йенс Столтенберг. Соответственно, в это стороны и упираются. А другого взаимодействия у них особо нет. Взаимодействие по линии парламентской ассамблеи НАТО тоже отсутствует. Ее работа приостановлена, она может собираться разве что по каким-то экстренным вопросам.
По сути ничего, кроме конфронтации, у нас нет. Так или иначе, поводов для какого-то доверительного взаимодействия сейчас не имеется.
Контроль над вооружением – совсем другая история. Здесь диалог между Россией и США есть. Однако он очень прагматичный и завязан на решении сухих вопросов безопасности. Сейчас стоит ожидать каких-то изменений в этой системе во многом из-за усиления других субъектов международных отношений, в частности Китая. Можно вспомнить, что администрация бывшего президента США Дональда Трампа как раз хотела втянуть КНР в систему контроля над вооружениями.
Что же касается Украины, то она – важный фактор для американской внешней политики, поскольку напряжение в отношениях между Москвой и Киевом позволяет Вашингтону использовать это в качестве стимула для повышения внутриблоковой дисциплины НАТО».
источник