Рассуждения грузинских политиков о возможности военной поддержки со стороны НАТО, с целью возвращения республик, относится к сфере психиатрии
[justify]Военно-техническое сотрудничество США и Грузии насчитывает уже почти три десятилетия. Сразу после обретения кавказской республикой своей независимости Вашингтон рьяно взялся за подготовку грузинской армии.
В начале 2000-х, США осуществляли различные подготовительные программы для грузинских военнослужащих, в рамках которой американские военные инструкторы обучили четыре батальона грузинской армии, подготовили и вооружили свыше 2 тыс. грузинских военнослужащих. Для этой программы США выделили 60 млн. долларов. На эти же средства был также обустроен тренировочный центр в окрестностях Тбилиси.
Буквально в преддверии вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году объемы американской помощи стали ещё более значительными. В частности, в Грузию были доставлены сотни американской бронетехники и вооружения. Благодаря американским финансовым вливаниям значительно вырос военный бюджет Грузии. Так в 2003 году он составлял 30 млн. долларов, а в 2008 году уже достиг 1 млрд. долларов. Всё это, впрочем, как показали события «08.08.08», не помогло грузинской агрессии против мирного осетинского народа.
Взаимодействие США и Грузии становится всё более интенсивным. К примеру, в учениях «Достойный партнёр» регулярно принимают участие представители 12 стран НАТО, в качестве непосредственных участников маневров приглашаются военные внеблоковых стран — Украины и Армении. Характерно, учения проводятся на регулярной основе всего в полутора километрах от границы с Южной Осетией, что воспринимается югоосетинской стороной как демонстрация агрессивной силы.
Согласно мнениям экспертов, в Тбилиси и Вашингтоне территориальная целостность Грузии может восстановиться путем возвращения в перспективе территорий независимых Абхазии и Южной Осетии. Так, Торнике Шарашенидзе — политолог, профессор и руководитель Школы международных отношений Грузинского института общественных дел считает, необходимо активизировать «народную дипломатию», что означает установить неформальные контакты и диалог с осетинами и абхазами, вести конструктивный диалог с Россией. При этом эксперт уверен, параллельно должно происходить усиление демократического и экономического развития Грузии, а также необходима «сильная поддержка» западных партнёров.
Так или иначе, расширение американского военного присутствия в Грузии вкупе с наращиванием присутствия НАТО в Чёрном море постепенно приводит к росту напряжения в отношениях с Россией. О том, какой будет реакция России, спрогнозировать несложно.
Подписанные Россией договоры с Абхазией и Республикой Южная Осетия позволяют успешно решать вопрос комплексной интеграции двух закавказских независимых республик в российское и евразийское пространство, при сохранении их государственной независимости. РФ гарантировано на протяжении многих лет поддерживает безопасность и спокойствие границ Абхазии и Южной Осетии. Исторически так сложилось, Россия всегда готова поддержать и оказать необходимую помощь союзным республикам, всегда поддерживала добрососедские отношения и признавала их суверенитет. Динамично развиваются и укрепляются тесные отношения в различных областях: социально-экономической, торговой, культурной, научной, производственной сферах.
Необходимо отметить, объединенного потенциала 4-й и 7-й российских военных баз, дислоцированных в южных республиках, и вооруженных сил РА и РЮО более чем достаточно для противостояния военщине в Грузии. Частые рассуждения грузинских политиков о возможности военной поддержки со стороны НАТО, с целью возвращения республик в состав Грузии, относится на самом деле к сфере психиатрии, а не военного анализа. Учитывая тот факт, что Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, откуда можно достаточно быстро и практически беспрепятственно получить подкрепления, положение обеих республик можно считать стабильным и безопасным.