Разворот на Восток: коридор «Север — Юг» открывает России путь в «Большую Евразию»
Азиатские бизнес-издания сообщили о начале работы нового транзитного коридора «Россия — Индия» через территорию Ирана, а также о завершении первой перевозки российских товаров в Индию по МТК «Север – Юг». Как заявил по этому поводу ФАН эксперт Института современного развития Никита Масленников, несмотря на геополитические риски, новый транспортный коридор может стать одним из краеугольных камней в создании «Большой Евразии».
12 июля судоходные линии Исламской Республики Иран выделили первые 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию. Тем самым они окончательно ввели в эксплуатацию международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», который соединил Россию, Индию и Иран. По данным иранских агентств, судоходный флот Ирана успешно завершил прохождение по пробному маршруту и начал регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно. В Тегеране заявили, что в ближайшем будущем они увеличат количество перевозимых контейнеров и даже построят новые суда для доставки грузов в Каспийском море.
Тем временем министр дорог Ирана Ростам Гасеми сообщил, что российский грузовой поезд, направляющийся в Индию, 13 июля впервые пересек границу Ирана и движется в сторону порта Шахид Раджаи в Бандар-Аббасе, на юге страны. Из порта Бандар-Аббас груз будет доставлен в индийский порт Нава-Шева по морю. Грузовой состав впервые проходит по восточной ветке сухопутного коридора «Север — Юг», с использованием транспортной инфраструктуры России, Казахстана, Туркмении, Ирана и Индии. Протяженность маршрута составляет более 7 200 километров, ориентировочное время доставки грузов — 35-37 дней.
По мнению экономистов, налаженная торговля между Индией и Россией через Иран по коридору «Север — Юг» сделает перевозки между РФ и Индией более быстрыми и рентабельными. При этом МТК «Север – Юг» сделает Иран крупным транспортным узлом. Между Ираном и Россией уже заключен транзитный контракт на 10 млн тонн. По прогнозам аналитиков, новый МТК позволит почти вдвое сократить время доставки товаров из Индии в РФ. Срок прохождения грузов из Мумбаи в Петербург по обычному маршруту через Суэцкий канал сегодня составляет от 30 до 45 дней, а по коридору «Север — Юг» — от 15 до 24 дней.
Напомним, Дели, Москва и Тегеран подписали соглашение о создании коридора «Север – Юг» в 2000 году. Позже к соглашению присоединились еще 10 стран, среди которых — Азербайджан, Армения и Казахстан. По словам аналитиков, изначально планировалось, что МТК «Север — Юг» через Каспий свяжет страны Прибалтики и Индию, а Россия станет важным транзитным пунктом. Но в условиях, когда Европа закрылась от РФ, новый коридор становится одним из основных маршрутов доставки грузов в нашу страну.
Как заявил по этому поводу ФАН эксперт Института современного развития Никита Масленников, проект нового транспортного коридора выгоден всем его участникам, а политический кризис вокруг Украины вряд ли помешает его реализации.
«Безусловно, новый логистический маршрут является довольно сложным, тем не менее, очень хорошо, что поставки по нему стартовали. Эффективность таких транспортных коридоров может быть подтверждена только практикой. Что касается перспектив, то, мне кажется, у транзитного коридора «Север — Юг» они действительно неплохие. Они, кстати, давно уже обсуждались в РФ на уровне правительственных экспертов. В его организации задействованы не только Иран и Индия, но и Китай, и сразу несколько государств постсоветского пространства, — отметил собеседник ФАН.
Сегодня речь идет об отладке конкретных механизмов транспортного коридора, который призван стать одним из ключевых элементов «большой евразийской интеграции». Ведь действующий Евразийский союз рассматривается экспертами как прообраз Большой Евразии — интеграционного проекта, в котором будут задействованы такие гиганты, как Индия и Китай. Создать такую структуру очень непросто, в том числе, в силу разности потенциалов и политической направленности ее участников, но уже в ближайшем будущем она может стать реальностью.
Транспортный коридор «Север — Юг» — это не только активизация взаимной торговли между государствами, но и серьезный импульс для инвестиционной активности. В перспективе этот проект призван серьезно разгрузить такие транспортные артерии, как Суэцкий канал, и составить им конкуренцию. По крайней мере, стратегический замысел именно таков».
Экономист затруднился предсказать, на какую долю поставки по новому МТК способны заменить России падение объемов грузооборота с Европой.
«Пока что проект находится в начальной стадии реализации, и начинать подсчеты еще рано. Думаю, что в обозримом будущем Россия хотя бы частично восстановит свой товарооборот с европейскими странами, и в этом случае «Север — Юг» станет отличным дополнением к общей транзитной политике РФ, — уверен Масленников. — По сути, новый транспортный коридор — это большой шаг по обустройству «разворота России на Восток».
Это создание пространства развития для будущей российской экономики, контрапункт по переносу в Евразию центра тяжести мирового хозяйства, наравне с Азиатско-Тихоокеанским регионом. И это важный шаг в процессе развития российской торговли, которая вынуждена реагировать на перестройку глобального мирового хозяйства. Она началась не вчера, и даже не 24 февраля, этот процесс идет уже с начала «нулевых». Тем не менее, сегодня он серьезно ускорился, и открытие коридора «Север — Юг» может стать основанием для структурной трансформации как российской, так и мировой экономики».
При этом эксперт Масленников подчеркнул, что проект транспортного коридора «Север — Юг» выглядит политически хрупким, ведь элиты Индии до сих пор частично находятся под британо-американским влиянием, а экономические позиции Ирана часто меняются, в зависимости от политической ситуации на Ближнем Востоке.
«Естественно, проект коридора «Север — Юг» очень хрупкий, это составная часть его качества. Когда в мире наблюдается масштабный политический кризис, как сегодня, многие подобные проекты имеют высокую долю геополитических рисков. Но это же не значит, что его не нужно реализовывать и откладывать «в долгий ящик», — говорит Никита Масленников. — В конце концов, мир проходил и не через такие геополитические кризисы. Проект рассчитан на долгие годы, и подходить к нему нужно с соответствующими мерками. Если такое количество государств-игроков заинтересовано в его существовании — это уже повод для его рассмотрения. МТК «Север — Юг» выгоден для очень многих стран, а значит, имеет полное право на жизнь».
Напомним, 13 июля стало известно, что Евросоюз и Россия договорились о транзите грузов в Калининград. Брюссель предоставил документ, который «полностью удовлетворил» Москву. Там, в частности, указано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между частями РФ. Как пояснил источник в переговорной делегации РФ, в начале июля Брюссель представил Москве черновик документа, разрешающего транзит в Калининградскую область как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
По данным СМИ, уже несколько недель идет согласование финального документа между Брюсселем и Вильнюсом, сейчас вопрос на рассмотрении у Литвы. Прописать «калининградские исключения» планируется отдельным пунктом в седьмом пакете санкций против РФ, который Евросоюз намерен принять в июле.