Рейс 4978 Ryanair: точка невозврата
Рейс 4978 Ryanair: точка невозврата
Аналитика
Геополитика и безопасность
Новости
01.06.202101.06.2021Оставить комментарий на Рейс 4978 Ryanair: точка невозврата
Рейс ирландской авиакомпании Ryanair FR4978 запомнят. Все! Да он уже вошёл в анналы истории – как нужно поступать одним и не стоит другим. Главный же вопрос сейчас – каковы будут последствия для Белоруссии от «государственного захвата самолета». Так окрестили на Западе действия белорусских спецслужб по пленению Романа Протасевича.
Требуется посадка
Операцию «Рома, давай домой!» ещё долго будут раскладывать по полочкам и разбирать на запятые. Критиковать и поливать всякими растворами тоже будут. Но если честно – реализованный проект белорусских чекистов выглядит сильно.
Уловить «в клетку» одного из главных оппозиционеров, разжигателей прошлогодних протестов в Белоруссии, личного оппонента Александра Лукашенко – это надо уметь. Ведь ещё недавно бывший главред Telegram-канала (который быстро набрал до 2 млн подписчиков) Роман Протасевич писал в Twitter, что готов «добровольно вернуться в Беларусь и сдаться силовикам в обмен на принудительную транспортировку Лукашенко в международный суд в Гааге.»
Такого Батька забыть не мог. А потому произошедшее в белорусском небе полностью стыкуется с главным принципом Александра Григорьевича – «ничто не забыто, никто не прощён».
Важно, что по правовым моментам к воздушному инциденту особо не придерёшься. Согласно статье 3-bis Чикагской конвенции, на основе которой сейчас действует Международная организация гражданской авиации (ICAO), власти любой страны могут потребовать посадки гражданского воздушного судна на любой свой аэродром, если у властей для этого есть веские основания.
И вроде бы они имелись – авторы электронного письма о минировании самолета авиакомпании Ryanair угрожали взорвать бомбу в лайнере. Как сообщил директор департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артём Сикорский, сообщение, написанное на английском языке, содержало требование к ЕС прекратить поддерживать действия Израиля.
Но самое главное – решение о приземлении самолета в конкретном месте принимает только командир воздушного судна. В небе он выше любых президентов и иных руководителей. Так вот, запись радиосвязи между диспетчером воздушной зоны и командиром корабля показывает, что КВС принял самостоятельное решение без нажима извне.
К нему поступила информация, что на борту взрывное устройство, причём поступила не от белорусов. Командир корабля действовал строго в соответствии с регламентом для авиакомпаний всего мира. А поднимать в воздух МиГ-29 белорусские власти имели право – проконтролировать полёт «потенциально опасного» самолета – дело разумное.
Санкций и побольше
Однако главный результат приземления самолета не скрывался белорусскими властями – достать Романа Протасевича. Отсюда и столь непримиримая реакция коллективного Запада. Эпитеты после пленения оппонента Лукашенко были произнесены самые разные: «беспрецедентное событие», «акт государственного терроризма», «акт государственного угона».
Но слова, пусть и самые жёсткие – это одно, а конкретные последствия – совсем другое. Самая яркая стычка произошла между Белоруссией и Латвией. В ответ на посадку Протасевича в Риге решили кое-что поменять на флагштоке, посвящённому Чемпионату мира по хоккею. Там взяли и заменили флаг РБ на бело-красно-белый стяг, который использует белорусская оппозиция.
Мимо такого унижения официальный Минск пройти не мог. Реакция была предельно чёткой и конкретной – высылка всех латвийских дипломатов из Беларуси, включая посла. Рига ответила тем же. По факту это полный разрыв дипотношений между странами.
Литва также оказалась на переднем плане с «тиранией». Президент страны Гитанас Науседа призвал союзников по НАТО и Евросоюзу принять «срочные меры для предотвращения повторения подобных инцидентов». В Литве ввели запрет на приём и вылет самолетов, которые следуют через воздушное пространство Белоруссии.
Это, однако, не означает отмену рейсов, просто авиакомпаниям придётся выбирать «облётные» маршруты. Тут главный посыл – превратить Белоруссию, по сути, в бесполётную зону. И её признаки уже вовсю проявились. ЕС запретил «Белавиа» полеты в страны Евросоюза. Европейским авиаперевозчикам рекомендовано отказаться от полетов над территорией Белоруссии.
К инициативе уже присоединился целый ряд авиакомпаний, причём не только из Евросоюза. Среди них французская Air France, немецкая Lufthansa, латвийская Air Baltic, нидерландская KLM, австрийская Austrian Airlines, шведская SAS, польская LOT, испанская Iberia, финская Finnair, японская All Nippon Airways.
Запретительные меры приняли оперативно и Великобритания с Украиной. Ну, с незалежной понятно – она бежит впереди «паровоза» давно. С Соединённым Королевством, впрочем, тоже. Британия, как вшивый о бане, тут же попыталась с помощью инцидента с Протасевичем зацепить Россию.
Дескать, и тут видна однозначно рука Кремля, а потому в самый раз Российской Федерации надо добавить санкций. Ну и, конечно, а как сегодня без этого – непременно остановить «Северный поток-2».
Transit gloria mundi
СП-2 упомянут неслучайно. Транзит – вот главное слово в море последствий инцидента с Романом Протасевичем. Белорусская экономика во многом построена на транзитных принципах. Транзит российской нефти с определённой переработкой – это очень серьёзные поступления в белорусский бюджет. Транзит российского газа на Запад – то же самое.
Если ещё не вспомнили о газопроводе «Ямал –Европа», то обязательно вспомнят. По нему через территорию Белоруссии проходит до четверти всего российского газа, поступающего в Западную Европу. По поводу белорусских нефтепродуктов вопрос уже повис – значительная их доля поступает как раз на Украину.
После явно недружественных действий Киева придётся принимать ответные меры и Минску. Пойдёт ли он на перекрытие бензиновых каналов в незалежную? «Ответка» сильная, но она сразу отразится на бюджетных поступлениях. А Лукашенко относится к этому весьма трепетно.
Белорусский транзит состоит ещё и в том, что эта совсем небольшая российская «союзница» и соседка не имеет выхода к морю. А потому она принципиально зависит от портов, через которые идут на экспорт белорусские товары.
До недавнего времени РБ плотно работала с портами Литвы и Латвии. Но после прошлогодних массовых протестов в Белоруссии, кураторами которых выступили Литва и Польша, отношения с ними кардинально изменились. Лукашенко был вынужден воспользоваться давним предложением России использовать её порты для экспорта, в первую очередь Усть-Лугу.
Батька это решение долго откладывал, но в феврале 2021 года российско-белорусское соглашение наконец-то было подписано. Больше всего пострадала от него Литва, точнее её порты. Фактически транзит белорусских товаров в Литву просто прекратился.
Латвия в этой ситуации вела себя более благоразумно. С резкими заявлениями не выступала, с Минском ссориться не собиралась. Для латвийских властей поступления в бюджет ведь тоже важны. А после того как отношения Латвии с Россией по транзитной теме охладились очень сильно, сохранение товарных потоков из Белоруссии стало стратегической задачей.
Но теперь с ней покончено. Выходка мэра Риги по замене флага Белоруссии на Чемпионате мира по хоккею вылились в многомиллионные потери ещё для одной прибалтийской страны. Кто в итоге оказался в выигрыше? Правильно – Россия! Её проект по развитию собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области получил ещё одно подтверждение, что всё делается правильно.
Если же возвращаться к самолетам, то в нынешнем свете перспективы ещё одной транзитной отрасли Белоруссии – авиационной, выглядят мрачно. «Белавиа» вполне может обанкротиться, транзитные потоки если не обнулятся, то на порядок сократятся. А значит, бюджет страны лишится заметных поступлений.
Но самое главное – пострадают люди, специалисты: пилоты, сотрудники аэропортов. Дело может дойти до того, что белорусам теперь придётся выбираться за границу через российские аэропорты. Хотя ещё совсем недавно было совсем наоборот – многие россияне с удовольствием пользовались белорусским авиационным транзитом, чтобы поглядеть на мир.
Что дальше?
Захват Романа Протасевича, без сомнения, политическая акция. И она предназначена как для внешнего, так и для внутреннего потребления. Для зарубежных «партнёров» все флажки расставлены – никакой дружбы режима Лукашенко с Западом не будет.
Главное достижение Батьки состоит в том, что он действительно создал хорошо отлаженный государственный механизм, который реально работает. Во время массовых протестов он прошёл серьёзную проверку на устойчивость.
Оппозиционное движение разогнано, распылено: кто уехал за границу, кто посажен, кому просто пришлось закрыть рот. И пленение экс-главреда Nexta – это своего рода триумф белорусского государства. Выше некуда.
Собственно, это и главный посыл для белорусского общества – государство в стране действует. Лукашенко говорит белорусам – есть система, порядок, социальная стабильность. Альтернатива же – литовская Тихановская, «злостный» мальчуган Протасевич и прочие.
А за ними маячат мутные «демократические реформы». Но это всё лишь налёт – за демократией обязательно последуют экономические изменения, если не потрясения.
Однако проблема в том, что потрясения белорусская экономика, судя по всему, испытает уже сейчас. Трансформацию обширного транзитного сегмента придётся как-то пережить, чтобы это не вылилось в социальные негативные последствия. И в настоящее время это самый острый вызов для Александра Григорьевича.
Что он предпримет в ситуации, когда прежний формат «сидения на нескольких стульях» однозначно умер? Идти на вынужденную плотную интеграцию с Россией, бросаться дальше осваивать азиатские рынки?
В общем, в Белоруссии все будут смотреть прежде всего в собственный кошелёк и заглядывать в кошелёк государства под названием казна. Если они и после захвата «птички» в небе не оскудеют, то честь и хвала Лукашенко. Тогда уж точно его назовут государем Всея Беларуси.