Полмиллиарда сверху: ремонт Бельского моста в Уфе существенно подорожал и сдвигается на год
Капитальный ремонт ключевой транспортной артерии Уфы – арочного Бельского моста – столкнулся с серьезной заминкой, которая выльется в значительное удорожание проекта и почти годичную задержку сдачи объекта. Изначально намеченное на конец лета 2025 года завершение работ отодвигается, а стоимость ремонта резко возросла по инициативе подрядчика.
Проект реконструкции моста, построенного в далеком 1956 году, стартовал после заключения контракта в феврале 2022 года. На тот момент его цена составляла около 4 миллиардов рублей. Однако спустя два года, в 2024 году, генподрядчик – компания АО «Уралмостострой» – обратилась в арбитражный суд с требованием существенно увеличить финансирование. Подрядчик настаивал на необходимости дополнительных 16,5% к первоначальной сумме.
Переговоры между компанией и администрацией Уфы продолжались восемь месяцев и завершились решением пойти подрядчику навстречу. Мэрия согласилась на дополнительные траты в размере 689,3 миллиона рублей. В результате общая стоимость контракта подскочила с 4 до 4,6 миллиарда рублей.
Распределение бремени этих непредвиденных расходов вызывает особый интерес:
Основная финансовая нагрузка ляжет на бюджет Республики Башкортостан, который выделит 561,9 миллиона рублей сверх ранее согласованных сумм. Муниципальный бюджет Уфы возьмет на себя 127,4 миллиона рублей дополнительных затрат. Примечательно, что часть средств – 348 миллионов рублей – будет выделена только в следующем, 2026 году.
Столь значительное увеличение стоимости напрямую повлияло и на график работ. Первоначальный план завершить всю реконструкцию к концу лета 2025 года стал невыполним. Согласно корректировкам, финальные этапы – обустройство проезжей части, монтаж систем освещения и мониторинга состояния конструкции – растянутся до 30 июня 2026 года. Таким образом, полное открытие движения по обновленному Бельскому мосту ожидается почти на год позже запланированного ранее срока.
Отдельным пунктом расходов выделяется освещение знакового сооружения. На организацию архитектурно-художественной подсветки моста планируется потратить 79 миллионов рублей.
Причины столь резкого удорожания ремонта – увеличения контракта почти на 700 миллионов рублей – остаются неизвестны широкой общественности. Ни подрядчик АО «Уралмостострой», ни заказчик в лице уфимского УСРДИС не предоставили официальных и детальных пояснений на этот счет. Этот факт порождает закономерные вопросы о прозрачности расходования средств.
В апреле нынешнего, 2025 года министр транспорта Республики Башкортостан Любовь Минакова озвучивала оптимистичные прогнозы: «Общая готовность объекта составляет 78 процентов. Осенью планируется проведение работ по устройству дорожной одежды и установке барьерного ограждения. Мы не сомневаемся, что движение по мосту будет открыто в 2025 году».
Однако последняя корректировка контракта с переносом сроков и увеличением бюджета ставит под серьезное сомнение возможность реализации этих планов в заявленные ранее сроки.
Это уже отнюдь не первый случай, когда условия контракта на ремонт Бельского моста претерпевают изменения. На протяжении всего времени работ его стоимость неоднократно пересматривалась. При этом наблюдается тенденция постепенного перераспределения финансового груза: основное бремя дополнительных трат все отчетливее смещается с бюджета города Уфы в сторону республиканской казны Башкирии.
Справка: Компания АО «Уралмостострой» специализируется на возведении и реконструкции сложных инфраструктурных объектов – мостов и тоннелей. По данным 2024 года, чистая прибыль предприятия составила 72 миллиона рублей. За период сотрудничества с Уфимской городской Службой единого заказчика по благоустройству и инженерным сетям (УСРДИС) компания заключила 11 контрактов на общую сумму около 35 миллиардов рублей. Среди реализованных проектов «Уралмостостроя» значатся строительство важных транспортных развязок на Нагаевском шоссе и улице Генерала Рыленко в Уфе.
Обладая значительным опытом реализации крупных проектов на территории столицы Башкортостана, включая упомянутые развязки, АО «Уралмостострой» продолжает работы на Бельском мосту. Тем не менее, продолжающееся увеличение стоимости работ при отсутствии внятных публичных объяснений их причин продолжает вызывать обеспокоенность у горожан и скепсис у профильных экспертов. Прозрачность в расходовании значительных бюджетных средств на этот важный объект остается под вопросом.