Республика Узбекистан: о факторах «мягкой силы» Израиля

Республика Узбекистан: о факторах «мягкой силы» ИзраиляФото: ankasam.org

Начало

Республика Узбекистан (РУ) – ещё один пример мусульманской страны, придерживающейся тактики внешнеполитической многовекторности. В конце мая 2023 года в Иерусалиме был подписан пакет соглашений между РУ и Израилем по вопросам сотрудничества в сфере энергетики, мелиорации, сельского хозяйства. Решено открыть в Ташкенте представительство МАШАВ – Агентства по международному сотрудничеству при МИДе Израиля, подрядившегося обучать молодых специалистов из Узбекистана, которые считаются особенно нужными для двусторонних экономических программ. Эти специалисты призваны проводить в Узбекистане израильскую мягкую силу.

Как её транслировать через такую далекую от большой политики сферу, как, например, мелиорация сельского хозяйства? Стоит лишь каждый раз подчеркивать, что применяемая в Израиле капельная система орошения куда лучше подходит для пахотных земель Узбекистана, чем российские модели. Такой политический маркетинг предполагает и рекламу соответствующей израильской продукции – в ущерб российскому агропрому. Само собой, «израильские мальчики» из узбекистанского АПК объективно работают на вытеснение Тимирязевской академии и других российских учреждений, специализирующихся на обучении аграриев из Средней Азии и всего бывшего СССР. Выучившийся за рубежом специалист у себя на родине будет продвигать ценности страны своего обучения. Похожую стратегию МАШАВ применяет по другим направлениям, организуя обучение и стажировки в Израиле для узбекистанских медиков, биологов, химиков…

Оставшаяся с советских времен в РУ сложная система радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) на сегодня – настоящий проходной двор для зарубежных специалистов в погонах. В Ташкенте, Фергане, Андижане действуют центры микробиологии, открытые при содействии Пентагона. Еще при Исламе Каримове Узбекистан дал разрешение на передачу биологических материалов своих граждан в третьи страны. Сотрудничество Ташкента с Израилем и странами Запада по РХБЗ особенно тщательно скрывается Ташкентом от России.

Узбекистан крайне привлекателен для Израиля ещё и активным сближением (в президентство Шавката Мирзиёева) с Вашингтоном по линии запрещённого в России агентства USAID. В рамках этого в РУ криминализовано домашнее насилие, отменена уголовная статья за гомосексуализм, проведены другие меры по приближению местного общества под нормы Запада. Ташкент делает это с восточной хитростью – с целью улучшения демографии в стране, ликвидации общественной базы из-под ног джихадистов и организованной преступности, в целом, на деньги США осуществить все, что раньше Ташкент не смог или не захотел осуществить собственными силами. О легализации ЛГБТ-движения в РУ речи быть не может, подписания Стамбульской конвенции не предполагается. В Вашингтоне достаточно быстро раскусили хитрости Ташкента, но финансовые потоки в РУ по линии USAID не перекрыли. Стремясь сделать РУ агентом своего военно-политического влияния в Центральной Азии, амеркианцы готовы лишний раз закрыть глаза на некоторые неудобные Вашингтону «телодвижения» Ташкента. Израиль также стремится превратить Узбекистан в полюс своей периферийной стратегии в неарабском мусульманском мире, по типу шахского Ирана или кемалистской Турции, до известных исторических событий остававшихся активными проводниками линии Израиля на Ближнем и Среднем Востоке.

Как известно, суннитский ислам развился на землях исторического Маверранахра при самых первых арабских халифах. Ханафитский мазхаб ислама – самый распространённый в мире – окончательно оформили мусульманские учёные из Бухары и Самарканда. Существовавшая в XI-XIII веках держава хорезмшахов помимо нынешней Средней Азии включала в себя территории современных Азербайджана, Ирака, Ирана. Восточные владения Хорезма простирались до Индии. «Новый Узбекистан» в версии Шавката Мирзиеёва видится Израилем как некая современная модальность средневекового Хорезма. Со времён Ислама Каримова не скрывал своих гегемонистских претензий в Центральной Азии, чему оппонируют в Душанбе, напоминая, что высочайшая мусульманская культура в Самарканде и Бухаре развилась в таджикско-персидском ареале, а не в тюркском. Большинство таджиков считают древние города Узбекистана территорией исторического Таджикистана. Израиль использует это противоборство, чтобы втянуть в свою периферийную стратегию и культурно близкий к Ирану Таджикистан. Пока что в этих стратегемах Тель-Авиву сопутствуют успехи – в частности, благодаря активной деятельности МАШАВ в Таджикистане.

Не забывают в Тель-Авиве и о бухарских евреях, с древности остававшихся значительной и влиятельной частью городского населения этого региона. Сегодня в Узбекистане осталось около двух человек от многотысячной общины бухарских евреев, в основном это пожилые люди. Активная молодежь при первой же возможности выезжает в Землю Обетованную, возвращаться назад не желает. Выросшие в Израиле бухарские евреи совершенно не знают истории и культуры своего народа, будучи полностью ассимилированы в социуме еврейского государства.

Наиболее закрытая тема – втягивание в периферийную стратегию Израиля Туркменистана, где посольство Израиля заработало только в апреле уходящего года. О перспективах совместной работы Тель-Авива и Ашхабада пока известно немного. СМИ Израиля намеренно указывают, что посольство их страны в Ашхабаде находится в считанных километрах от границы Ираном, что является немалым дипломатическим успехом Израиля. Такие заявления только сгущают интригу – особенно учитывая реноме Туркмении в еврейском мире, где воспринимают её как политически отсталую диктаторскую страну, где от экспорта газа сказочно богатеет верхушка, в то время как остальное бесконечно далёкое от «передовых западных стандартов» население прозябает в нищете и бесправии.

Казалось бы, что Израилю совсем не по пути с этой постсоветской восточной деспотией, но это совсем не так. Еврейское государство ради своих целей умело использует наиболее одиозные диктаторские режимы – например, ЮАР времен апартеида. Туркмения – фактическая монархия семьи Бердымухамедовых, во многом аналогичная система правления и в Азербайджане, по праву считающемся «лучшим другом Израиля» на Южном Кавказе (и не только). В любом случае, Азербайджан и Туркмения интересны Израилю как приграничные с Ираном государства.

Постсоветская Центральная Азия – вестернизированные светские политические режимы с исламистской оппозиционной «улицей». Страны региона имеют печальный опыт столкновения с международными джихадистскими формированиями, которые в том числе и развились в Средней Азии после распада СССР. В своей многовекторной внешней политике, да и во внутренней тоже (например, в периоды острых кризисов) политические элиты региона склонны манипулировать факторами исламизма и джихадизма. Со стороны кажется, что Израилю выгоднее быть осаждённой исламистами крепостью, чем обычной страной-членом ООН. Израиль не собирается быть ближневосточной Швейцарией, поскольку свое будущее он определяет и через «периферийную» стратегию далеко за пределами Ближнего Востока.

* Запрещённая в России террористическая организация.

Артур Приймак