Реформа ОСАГО: автовладельцам разъяснили новый порядок возмещения ущерба

Система возмещения ущерба по ОСАГО готовится к существенным изменениям, которые затронут интересы миллионов автовладельцев. Ключевое нововведение позволит потерпевшим в ДТП компенсировать стоимость износа деталей при самостоятельном ремонте автомобиля, что может значительно увеличить итоговую сумму выплат.

«Существующий порядок системы натуральной формы возмещения по ОСАГО останется, однако к нему добавят дополнительные опции, понятные и удобные для потребителя», — заявил президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Инициатива, которая была подробно представлена на круглом столе в Народном фронте 16 сентября 2025 года, направлена на исправление фундаментального дисбаланса в действующей системе, когда выплачиваемая сумма часто оказывается недостаточной для реального ремонта из-за вычета износа.

Суть нововведений: компенсация износа после ремонта

Главное изменение касается подхода к расчету страховых выплат. В настоящее время при оценке ущерба эксперты рассчитывают полную стоимость ремонта, но из этой суммы вычитается износ заменяемых деталей. В результате на руки автовладелец получает сумму, заведомо недостаточную для полноценного восстановления автомобиля, особенно с учетом старения автопарка страны.

Средний возраст автомобилей в России сейчас составляет около 15 лет, а износ многих из них превышает 50% . Это означает, что при стоимости ремонта в 150 тысяч рублей страховщик выплачивает лишь около 100 тысяч, так как 50 тысяч — это стоимость износа.

Новый механизм, который планируется закрепить законодательно, будет работать по следующему принципу: после получения стандартной страховой выплаты автовладелец самостоятельно организует ремонт на любой станции техобслуживания. После завершения ремонта, при предоставлении подтверждающих документов, страховая компания будет обязана произвести дополнительную выплату в пределах величины ранее удержанного износа.

Порядок действий для получения доплаты и сроки

Для реализации своего права на компенсацию износа потерпевшему необходимо будет соблюсти несколько условий. После получения первичной страховой выплаты у автовладельца будет 9 месяцев на то, чтобы провести ремонт и обратиться к страховщику за доплатой. Такой продолжительный срок учитывает, что ремонт может быть отложен по различным причинам, включая поиск запчастей или свободных средств.

Кроме того, законопроект предусматривает прозрачную процедуру возмещения ущерба от скрытых повреждений, которые не были выявлены при первичном осмотре. На уведомление страховой компании о таких повреждениях будет отведено 90 дней. Это решит давнюю проблему, когда автовладельцы обнаруживали дополнительные дефекты уже в процессе ремонта, но не могли получить за них компенсацию.

Реформа и дальнейшие шаги

Необходимость изменений назрела в связи с тем, что существующая система натурального возмещения (ремонта за счет страховщика) практически перестала работать. Если в 2019 году доля таких случаев составляла 15%, то к 2024 году она упала до 5%. Около 95% автовладельцев сегодня получают именно денежные выплаты, что часто связано с отсутствием у страховых компаний договоров с СТО или невозможностью выполнить ремонт в установленные законом сроки.

Ожидается, что 6 октября 2025 года пройдут парламентские слушания, на которых будут детально обсуждаться предложенные поправки в закон об ОСАГО. Инициаторы реформы надеются, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию.

Таким образом, планируемые изменения призваны сделать систему возмещения ущерба по ОСАГО более справедливой и гибкой, предоставив автовладельцам реальную возможность восстановить автомобиль без дополнительных финансовых потерь. Реформа нацелена на восстановление баланса интересов между страховщиками и потребителями их услуг.