Ряд решительных мер, чтобы уровень пенсий пенсионерам в России не опустился до социально неприемлемого. Пенсии, последние новости на сегодня

Ряд решительных мер, чтобы уровень пенсий пенсионерам в России не опустился до социально неприемлемого. Пенсии, последние новости на сегодня
Ряд решительных мер, чтобы уровень пенсий пенсионерам в России не опустился до социально неприемлемого. Пенсии, последние новости на сегодня

Ряд решительных мер, чтобы уровень пенсий пенсионерам в России не опустился до социально неприемлемого. Пенсии, последние новости на сегодня
Что только не придумывают наши ученые!

Только непонятно для чего. То ли для того, чтобы пенсии все — таки поддерживать хотя бы на том уровне, на котором они сейчас находятся, то ли для того, чтобы оправдать свою «научную деятельность» и продолжать получать звания и премии…

Вот вышла новая статья ученых из достаточно значимого госуниверситета…

Посвящена она пенсиям.

Причем придуман новый термин, который теперь применяется к размеру пенсий.

Нет там, чтобы назвать нынешний размер пенсий несправедливо низким или позорно маленьким… Нет…

Теперь низкий уровень пенсий назвали мягонько и расплывчато — «социально неприемлемым».

Причем, ученые говорят, что уровень пенсий еще не достиг этого «социально неприемлемого уровня».

То есть, получается, что он сейчас еще «социально приемлемый».

А вот чтобы до такого уровня пенсии не опустились, ученые и придумали «ряд решительных мер».

И вот тут — то надо отметить самое главное!

А вот чтобы до такого уровня пенсии не опустились, ученые и придумали «ряд решительных мер».

Какие же эти «решительные меры»?

«Надо увеличить ставку страховых взносов и минимальный стаж для выхода на пенсию….»

Вот так просто!

Не увеличить пенсии, хотя бы в 2 раза, не сделать минимальный размер пенсий — 30 000 рублей… Нет!

«Надо увеличить ставку страховых взносов и минимальный стаж для выхода на пенсию….»

Вот краткий обзор этой научной статьи:

Если в ближайшие годы не будут выработаны и не начнут реализовываться меры реагирования на вызовы, стоящие перед российской пенсионной системой, то уровень пенсий в стране через какое-то время может стать «социально неприемлемым».

Об этом предупредили ученые из РАНХиГС в статье «Факторы роста пенсий в долгосрочной перспективе», опубликованной в свежем выпуске журнала «Вопросы экономики».

Они допустили, что при бездействии властей соотношение средней пенсии и средней зарплаты к 2050 году снизится до 27%.

Сейчас этот коэффициент составляет около 31%.

Для предотвращения такой ситуации нужно принять комплекс решений, среди которых может быть постепенное увеличение ставки страховых взносов и установление моратория на введение новых льгот по ним, а также повышение требований к стажу для выхода на пенсию, увязка размера пенсии работающих пенсионеров с их зарплатой и другие.

Практически все «лекарства», которые могли бы улучшить «здоровье» пенсионной системы, в той или иной мере «горькие», признают авторы статьи.

Однако очевидно, что лучше начать «лечение» заблаговременно, чтобы в будущем избежать «операций» и радикальных решений с более неприятными последствиями, убеждены они.

«Практически все [предлагаемые] меры могут вызывать неприятие у различных групп населения.

Решение проблем пенсионной системы осложняется противоречивостью интересов ее стейкхолдеров [участников]», — поясняют эксперты.

Оригинал на канале Яндекс Дзен МНЕНИЕ#

Чтобы уровень пенсий в России не опустился до социально неприемлемого, властям стоит принять ряд решительных мер, полагают ученые из РАНХиГС. Например, увеличить ставку страховых взносов и минимальный стаж для выхода на пенсию.

Если в ближайшие годы не будут выработаны и не начнут реализовываться меры реагирования на вызовы, стоящие перед российской пенсионной системой, то уровень пенсий в стране через какое-то время может стать «социально неприемлемым». Об этом предупредили ученые из РАНХиГС в статье «Факторы роста пенсий в долгосрочной перспективе», опубликованной в свежем выпуске журнала «Вопросы экономики». Они допустили, что при бездействии властей соотношение средней пенсии и средней зарплаты к 2050 году снизится до 27%. Сейчас этот коэффициент составляет около 31%.

Для предотвращения такой ситуации нужно принять комплекс решений, среди которых может быть постепенное увеличение ставки страховых взносов и установление моратория на введение новых льгот по ним, а также повышение требований к стажу для выхода на пенсию, увязка размера пенсии работающих пенсионеров с их зарплатой и другие.

Горькие лекарства

Практически все «лекарства», которые могли бы улучшить «здоровье» пенсионной системы, в той или иной мере «горькие», признают авторы статьи. Однако очевидно, что лучше начать «лечение» заблаговременно, чтобы в будущем избежать «операций» и радикальных решений с более неприятными последствиями, убеждены они. «Практически все [предлагаемые] меры могут вызывать неприятие у различных групп населения. Решение проблем пенсионной системы осложняется противоречивостью интересов ее стейкхолдеров [участников]», — поясняют эксперты.

Исследователи построили модель российской пенсионной системы, которая позволила оценить влияние различных факторов и мер на основные пенсионные индикаторы. В качестве базового был взят инерционный сценарий невысоких темпов роста ВВП — на 1,5% в год в постоянных ценах до 2050 года. Предполагается, что рост средней заработной платы будет соответствовать росту экономики с учетом изменения численности занятых, а инфляция на горизонте после 2024 года составит 4% в соответствии с ориентиром ЦБ.

Модель показала, что без принятия дополнительных мер коэффициент относительного уровня пенсий, то есть соотношение среднего размера страховой пенсии по старости и средней зарплаты, снизится с текущих 29,8% (по итогам сентября 2022 года) до 27% к 2050 году. Иными словами, пенсии будут расти медленнее, чем зарплаты. А число пожилых с пенсией ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП), которым государство доплачивает до этого минимума, вырастет с 13,7% в 2021 году до 15% в 2050-м. «Снизить долю пенсионеров с размером пенсионной выплаты меньше ПМП в долгосрочной перспективе можно (в рамках моделируемых сценариев) только при ускорении экономического роста», — полагают авторы статьи.

Увеличение стажа и пенсионного возраста

Авторы предлагают рассмотреть ряд решений для роста уровня пенсий. Среди них называются следующие.

  • Повышение требований к страховому стажу

Эксперты включили в модель повышение минимального стажа, требуемого для оформления страховой пенсии по старости, с 15 до 30 лет на один год ежегодно начиная с 2030-го. То есть работающим придется дольше отчислять страховые взносы для получения пенсии. Эффект от этого станет значимым после 2040 года, когда необходимый для назначения выплат стаж превысит 25 лет, и поможет поддержать относительный уровень пенсий на текущем уровне, оценили авторы статьи.

  • Увязка размера страховой пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам, с их зарплатой

Эта мера предполагает такое ограничение, чтобы суммарный индивидуальный доход пенсионера, включающий пенсию и зарплату, за год не превышал определенного порога, говорится в статье. В рамках исследования моделировался сценарий, где предел вводился в 2025 году и составлял 1 млн руб., оставаясь на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода. Таким образом, при определенных параметрах зарплаты такие пенсионеры вообще не будут получать пенсию при продолжении трудовой деятельности. Вся экономия на выплате страховой пенсии работающим пенсионерам в таком случае направляется на ускоренную индексацию пенсий остальных пенсионеров. Работающим же пенсионерам в качестве компенсации снимается действующее ограничение на начисление индивидуальных пенсионных коэффициентов за год страхового стажа в размере трех ИПК (индивидуальных пенсионных коэффициентов, зависит от взносов, которые работодатели платят за сотрудников).

  • Реформирование системы досрочных пенсий

Оно должно быть направлено на сокращение численности пенсионеров, выплата пенсий которым в «досрочный» период полностью или частично финансируется за счет страховых взносов с зарплат текущих работников. В качестве вариантов эксперты предлагают пересмотреть такие льготы в контексте реальных рисков утраты трудоспособности и производить выплаты только при фактическом прекращении работы. «По нашему мнению, расходы на выплату таких пенсий должны полностью финансироваться за счет дополнительных страховых взносов работодателей или в крайнем случае целевого трансферта [из федерального бюджета]», — говорится в статье исследователей РАНХиГС.

Еще одной мерой также может стать дальнейшее повышение пенсионного возраста, однако в перспективе до 2035 года это вряд ли реально, особенно для мужчин, констатируют авторы.

При реализации даже всех указанных решений отношение средней пенсии к средней заработной плате будет около 36% к 2030 году, что не позволит достигнуть целей Стратегии долгосрочного развития российской пенсионной системы (40%). Поэтому необходимо задействовать и другие меры, в частности касающиеся трансфертов из федерального бюджета и страховых взносов, предлагают эксперты.

Реформа страховых взносов

На увеличение соотношения пенсии к зарплате могут значительно повлиять и следующие меры.

  • Отмена льгот по страховым взносам

Предоставляемые в настоящее время системе обязательного пенсионного страхования трансферты из федерального бюджета, по сути, выступают формой защиты наиболее уязвимых слоев граждан и формой субсидирования компаний за счет пониженных ставок взносов (льготы по взносам предоставляются, например, ИТ-отрасли, малому бизнесу, общепиту и т. д. — РБК), говорится в статье. «Субсидирование бизнеса за счет трансфертов — своеобразный допинг, как в спорте: в ряде случаев это позволяет краткосрочно улучшить результаты, но в более долгосрочной перспективе наносит вред, прежде всего обществу в целом», — отмечают авторы. Они предлагают установить мораторий на предоставление новых льгот бизнесу и поэтапно отменить действующие (по ставкам взносов и досрочным пенсиям). Льготы отдельным категориям пенсионеров целесообразно перевести в систему социальной защиты с усилением их адресности.

  • Постепенное увеличение ставки страховых взносов

В настоящее время размер эффективной ставки по корпоративным взносам, обеспечивающей полное финансирование расходов на выплату страховых компонент системы обязательного пенсионного страхования, составляет примерно 25−26%, хотя действующая ставка находится на уровне 22%. Эксперты предложили поэтапно увеличивать ставку начиная с 2025 года на 0,5 п.п. в год с доведением ее до 25% к 2030 году. Такой темп исследователи объяснили тем, что одномоментное повышение ставки для компаний было бы неприемлемо и затормозило бы экономический рост. В дальнейшем уровень ставки необходимо рассчитывать исходя из поддержания соотношения пенсий и зарплат в размере 40%.

Компенсировать повышение ставки взносов на пенсионное обеспечение можно за счет освобождения бизнеса от взносов на ОМС (обязательное медицинское страхование), не имеющих, по сути, страховой природы, считают эксперты из РАНХиГС. Эти расходы можно было бы перенести на федеральный бюджет при одновременном сокращении трансфертов на обязательное пенсионное страхование.

По мнению авторов, взносы могли бы в определенной пропорции уплачивать и сами работники (сейчас страховые взносы в отличие от НДФЛ не отчисляются с зарплат, а платятся работодателем до их начисления). «Но в ближайшей перспективе вряд ли удастся возложить на них эту обязанность, прежде всего из-за низкого уровня заработной платы у большинства работников», — констатировали они.

  • Отказ от предельной взносооблагаемой базы

В целом, по убеждениям исследователей, каждый дополнительный рубль уплаченных с зарплаты взносов должен при прочих равных условиях приводить к увеличению будущей пенсии. Поэтому целесообразно отказаться от введенной в 2012 году изначально в качестве временной льготы пониженной ставки взносов 10% на вознаграждения свыше предельной базы по зарплатам, предлагается в статье. В 2022 году размер такой базы составляет 1,565 млн руб., однако в 2023 году он будет увеличен до 1,917 млн руб.

Использовать все меры сразу из предлагаемого «меню» нецелесообразно: следует выбрать наиболее рациональный с точки зрения эффективности и социальной справедливости их набор, предупреждают эксперты.

«Каждая мера в отдельности способна смягчить остроту той или иной проблемы пенсионной системы. Однако решение одной из них может усугубить ситуацию с другой», — констатируют они. Но даже комбинация части предлагаемых решений (например, увеличения обязательного стажа и ставки взносов при одновременном снижении теневой занятости) способна привести к достижению желаемого соотношения среднего уровня пенсий и зарплат в размере 40%, что приблизительно соответствует как требованиям Международной организации труда, так и государственной Стратегии развития пенсионной системы.

Кроме того, такая комбинация снизит число пенсионеров с выплатой ниже ПМП в два раза (до 6−8%), а также удержит размер трансферта из федерального бюджета в пределах 2−2,4% ВВП. Таким образом будет обеспечен приемлемый уровень пенсий, а цена мер будет равномерно распределена между всеми сторонами.

Минусы предложенных рецептов

Пенсионная система — это производная от рынка труда, и основные риски для нее формируются именно там, отмечает профессор Финансового университета Александр Сафонов. «Решить проблему низких пенсий можно за счет повышения зарплаты, которое, в свою очередь, должно быть следствием изменения структуры занятости в пользу высококвалифицированного труда с высокой добавленной стоимостью. Нет примеров, когда нищее население имеет высокую пенсию», — уверен он. Кроме того, гарантией позитивных сдвигов в соотношении зарплат и пенсий может стать экономический рост на 5% в год, полагает Сафонов.

По его мнению, предложенные экспертами из РАНХиГС меры имеют ряд недостатков. Увеличение требований по страховому стажу до 30 лет нецелесообразно, потому что рынок труда трансформируется и государство не сможет обеспечить условия, при которых граждане будут профессионально востребованы на таком длительном промежутке времени. Рост ставок страховых взносов увеличит теневой сектор, что сразу сократит поступления в бюджет, увеличит инфляцию и, как следствие, число бедных.

Впрочем, идею отказа от льгот по страховым взносам Сафонов поддержал: по его мнению, выравнивание условий участия в пенсионной системе для всех путем отмены льгот, а также перехода на оборотный налог позволит сгладить противоречия и изменить действующие механизмы к лучшему.

Что станет с пенсиями пенсионерам, стажем и социальными выплатами после 1 января 2023 года после начала работы Социальный фонд России? Надо ли идти переоформляться?

Сейчас для получения полного объема соцподдержки людям нередко приходится обращаться и в Пенсионный фонд (ПФР), и в Фонд социального страхования (ФСС). Например, пенсию по инвалидности выплачивает ПФР, а средства реабилитации выдает ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 года работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал — в ПФР.

Однако с 1 января 2023 года Фонд социального страхования и Пенсионный фонд объединят в новую структуру — Социальный фонд России. И после объединения фондов россияне смогут обращаться сразу за несколькими мерами поддержки в единый офис клиентского обслуживания и оформлять пособия в рамках «одного окна».

С 1 января 2023 года Фонд социального страхования и Пенсионный фонд объединят в новую структуру — Социальный фонд России. Как грядущее преобразование скажется на начисление соцвыплат.

Бегать между фондами не придется

Сейчас для получения полного объема соцподдержки людям нередко приходится обращаться и в Пенсионный фонд (ПФР), и в Фонд социального страхования (ФСС). Например, пенсию по инвалидности выплачивает ПФР, а средства реабилитации выдает ФСС, напоминает официальный сайт Пенсионного фонда.

Пособие по уходу за детьми до 1,5 года работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал — в ПФР.

После объединения фондов россияне смогут обращаться сразу за несколькими мерами поддержки в единый офис клиентского обслуживания и оформлять пособия в рамках «одного окна».

Работодателям будет проще отчитываться

Пока что работодатели формируют отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляют отчетность как в ПФР, так и в ФСС. С появлением нового фонда будет введен единый тариф. После этого работодателям будет достаточно сформировать один расчет и направить один платеж. Всю отчетность во внебюджетные фонды они смогут подавать в составе единой формы.

Выплаты по больничному получат все сотрудники

Сегодня многие квалифицированные сотрудники отказываются работать по гражданско-правовому договору, так как в этом случае им не оплачивают больничный и не начисляют деньги во время отпуска по уходу за ребенком.

Дело в том, что на гражданско-правовые договоры распространяется только пенсионное и медицинское страхование, а обязательное социальное — нет. Внедрение единого тарифа предусматривает единый круг застрахованных лиц — то есть все работающие по найму граждане вне зависимости от формы договора смогут получать больничные, декретные и пособия по уходу за ребенком до полутора лет, привязанные к их уровню заработка.

Пособия станут выше

Введение единого тарифа позволит к 2025 году выплаты по больничным, отпуску по беременности и уходу за ребенком увеличить в 1,5 раза.

Так, максимальный размер больничного составит 165,8 тысячи рублей за месяц. По действующей модели в 2025 году он был бы 98,1 тысячи рублей.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком к 2025 году составит 66,3 тысячи рублей.

При ранее действовавшей модели в 2025 году пособие составило бы 39,2 тысячи рублей. Максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) будет 763,7 тысячи рублей. При ранее действовавшей модели в 2025 году пособие составило бы 451,8 тысячи рублей.

Назначать автоматически будут все больше выплат

Вскоре россияне смогут получать еще больше услуг Социального фонда России онлайн через электронные сервисы.

Многие выплат начнут назначать автоматически. Предложения по дальнейшему развитию такого подхода уже подготовлены.

Речь, например, идет о беззаявительном назначении детям пенсии по случаю потери кормильца. В аналогичном автоматическом формате планируют повышать пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве.

С получением информации проблем не возникнет

Если у получателей соцвыплат возникнут какие-то вопросы, ответ на них предоставят в Едином контакт-центре. Получить консультацию можно из любого региона по бесплатному номеру 8-800-6-000-000. Кроме того, с 1 января 2023 года будет запущен сайт Социального фонда России.

Осторожно, мошенники

В Пенсионном фонде напоминают о происках мошенников, которые под видом сотрудников Социального фонда России могут запрашивать персональные данные. Иметь дело с такими «деятелями» не нужно.

«Сотрудники Соцфонда России не запрашивают конфиденциальную информацию по телефону вне клиентских служб и не посещают граждан на дому», — подчеркнули в ПФР.

График выплат не изменится

Объединение фондов — это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения, поясняет официальный сайт ПФР. Все федеральные меры социальной поддержки можно будет оформить по единому запросу.

Даты доставки пенсий и пособий сохранятся.

Россияне продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам.

Качество социальных услуг для населения с началом работы Социального фонда не ухудшится, напротив, выплаты и меры поддержки будут предоставлять в режиме «одного окна», подчеркнула заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

«Сейчас человек за социальной поддержкой обращается в два фонда, принятое решение позволит оставить такую практику в прошлом», — пояснила сенатор.

Создание Социального фонда России приведет к повышению эффективности соцслужб в том числе и потому, что будут объединены базы и технические возможности ПФР и ФСС, ранее пояснил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

«Будет создана единая мощная информационная система, аппарат будет оптимизирован.

Все имеющиеся возможности обоих фондов будут направлены в первую очередь на то, чтобы сделать работу социальных служб максимально удобной для граждан», — сказал парламентарий.

Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: самое главное

С 1 января 2023 года начнет работу Социальный фонд России, который объединит Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Сегодня Пенсионный фонд предоставляет множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР граждане получают пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования в свою очередь предоставляет гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые сегодня есть в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки. Объединение позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.

Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно будет оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохранятся. Граждане продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам.

Сегодня назначение многих мер поддержки уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Гражданам доступно более 60 онлайн-сервисов на портале госуслуг. Социальный фонд продолжит развивать систему проактивного назначения выплат и электронные сервисы. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без обращения в фонд.

Какие услуги предоставляет Социальный фонд России?

Социальный фонд России будет предоставлять все те услуги, которые предоставляют ПФР и ФСС, а именно:

  • страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца;

  • государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);

  • пенсионные накопления (накопительную пенсию, срочную выплату, единовременную выплату) – формирование и инвестирование;

  • федеральную социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера;

  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;

  • средства материнского капитала – оформление сертификата и направление средств на выбранные цели;

  • новое! единое пособие на детей и беременных женщин;

  • выплаты военнослужащим и членам их семей;

  • меры поддержки пострадавшим от радиации;

  • компенсацию проезда к месту отдыха и обратно для пенсионеров-северян;

  • компенсацию переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;

  • компенсацию инвалидам стоимости полиса ОСАГО;

  • меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;

  • пособия по временной нетрудоспособности (больничные);

  • пособия по беременности и родам;

  • пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;

  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждн;

  • единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;

  • родовые сертификаты;

  • технические средства реабилитации;

  • путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;

  • оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;

  • выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;

  • выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.

Преимущества для граждан

Быстрое и удобное оформление социальной поддержки

Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной поддержки необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС.  Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий.

Объединение услуг фондов – это возможность быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки в единый офис клиентского обслуживания. Все необходимые меры поддержки можно будет оформить в рамках «одного окна», что позволит существенно сэкономить время. То есть пенсионеры, семьи с детьми, инвалиды смогут обращаться туда, куда удобно – будь то ближайшая клиентская служба Социального фонда России или МФЦ.

Прием граждан будет осуществляться в единых офисах клиентского обслуживания. В ряде регионов в пилотном режиме уже действуют такие клиентские офисы, чтобы граждане могли оценить удобство обращения за выплатами ПФР и ФСС в рамках «одного окна».

Специалисты единых офисов клиентского обслуживания смогут ответить на все вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки по линии СФР.

Социальный фонд России продолжит выполнять все обязательства Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Все пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, будут предоставляться в установленный срок. Доставка пенсий и пособий при объединении фондов будет обеспечиваться своевременно и в полном объеме.

Все данные о страховом стаже граждан уже хранятся в единой системе индивидуального персонифицированного учета и надежно защищены.

Проактивное назначение выплаты

Наряду с расширением полномочий, Социальный фонд продолжит работу по автоматизации процессов назначения выплат. Сегодня ряд выплат назначается в проактивном формате. Например, пенсии и отдельные социальные выплаты инвалидам. Проактивно устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии и пенсия по старости, если предпенсионер не может трудоустроиться через центр занятости.

Родителям детей сегодня не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал, – сертификат направляется автоматически после появления ребенка в семье на основании сведений ЗАГС. В проактивном режиме также реализованы многие перерасчеты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет или при установлении более тяжелой группы инвалидности.

При этом оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основной пенсии в России, которую сегодня получают свыше 34 млн человек. С 2022 года для ее назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах, дать свое согласие, после чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.

В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг Социального фонда России онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Уже подготовлены предложения по дальнейшему развитию такого подхода. Например, о беззаявительном назначении детям пенсии по случаю потери кормильца. В аналогичном автоматическом формате планируется повышать пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве – чтобы надбавка к пенсии устанавливалась сразу после того, как у пенсионера появился соответствующий стаж, без обращения. Подобный формат существенно сократит срок получения выплат, их можно будет оформить по единому запросу или совсем без него.