«Родоначальница танков демонстрирует вопиющее бронированное бессилие». Как Челенджер-2 оказался самым никчёмным на современнной войне
В иракской полупустыне «Челленджеры-2» проявили себя неплохо. Но с 2003 года многое изменилось. Фото ВВС
Я всё не мог понять, куда же именно подевались танки «Челленджер-2», с которых и начался новый «дранг нах остен», или, проще говоря, пришествие тяжелой западной техники в наши края. А ответы дают известный островной таблоид «Сан», отправившийся Восточную Европу делать репортаж о флагмане британского танкостроения и форумы британских военных, которые с данными танками постоянно имеют дело на местах. И ничего хорошего они сказать о «Челеленджерах», которые получили шикарную рекламу во времена Иракской войны, не могут:
«Если бы мы делали самоходную противотанковую установку, предназначенную для избиения сотен русских танков, рвущихся к Ла-Маншу из удобной засады, и при этом отбросили остальные огневые средства, которые могли бы этот засадный танк поразить, то, возможно, в этом случае, «Челленджер-2» был бы лучшим танком. Он крепок, подвижен и имеет специальное «снайперское» орудие, которое с помощью снарядов «Хеш» может действительно поразить вражеский танк на расстоянии до 4,5 км прямым выстрелом, если ему сильно повезёт. Но какой в этом толк, если русские используют для танков реактивные ракеты, летящие из гладкоствольного оружия на 5-6 км и делают это постоянно. И теперь над полем боя висят десятки глаз, и пока «Челленджер» приблизится на «снайперское» расстояние, от него останутся только горелые части «сверхсекретной» брони».
Кадры АР
Так оценил лучший танк Великобритании один из инструкторов, готовивших бойцов непосредственно в местах боев и почти наверняка принимавший участие в боевых действиях. Британское чудо танкостроения, ныне фактически переставшего функционировать на острове, получило свою минуту славы в ходе Иракской войны 2003 года. В битве под Басрой, в конце марта 2003 года, когда иракские танки попёрли на войска коалиции, что называется, «свиньёй», снайперские таланты «Челленджера», единственный раз за ту войну, всё же пригодились. Тогда 2-ой шотландский драгунский полк, куда тогда входило целое полковое соединение этих бронированных монстров, расстрелял как в тире целую усиленную роту древних саддамовских Т-55.
Но не у всякого танка нынче случается такая удача, в виде беззаветно атакующих и заведомо более слабых сородичей. И в нормальной маневренной войне, с мобильными и хорошо замаскированными расчётов ПТУРОВ и прочими танковыми ловушками, иракские бойцы сожгли «Челленджер-2» в первый же день. Правда, британцы утрату без стеснения записали в «френдли файер», чтобы поддерживать легенду о его неуязвимости.
Так описывают британцы сильные стороны танка. Слабые во всей красе выявила война. Картинка Милитари-айсленд.
В Восточной Европе оказалось всё совсем по другому. И танки почему-то не выезжали вереницами под прицельный огонь. И самыми ходовыми снарядами для ОБТ оказались осколочно-фугасные. Плюс много того, против чего «британца» вообще не готовили воевать. ЭФПиВи-дроны, дальнобойные ПТРК, ударные вертолёты, штурмовики в подавляющих больших количествах. Танк пришлось использовать вдалеке от ЛБС, а у него ещё и снарядов нормальных не было, чтобы вести огонь с закрытых позиций. Плюс, вес 64 тонны, со всей этой сверхсекретной броней «Дорчестер», которая от «Корнетов» и «Вихрей» всё равно не помогает. Подобные картины не были редкостью.
«Имея вес более 64 тонн Челленджер-2 находится в той же весовой категории, как немецкий Leopard 2 и американский Abrams M1A2, но на 20 тонн тяжелее российского Т-80 и имеет на 30% меньшую энерговооруженность. Несмотря на 26-литровый дизельный двигатель V12, выдающий колоссальные 1200 лошадиных сил, экипажи заявили, что Challenger 2 испытывает огромные трудности с мобильностью. Они постоянно застревают в грязи, потому что слишком тяжелые».
«Ох нелёгкая это работа». Фото Сан.
Вот что написали сами британские репортёры, хотя, судя по настрою, вовсе не собирались критиковать своё изделие. В итоге, из всего количества, выданного Великобританией, уже шесть на ремонте на родине, поскольку на месте такую сложную конструкцию не починить, а три утеряны безвозвратно. Как долго и нудно чадил один из них, все мы с вами могли наблюдать чуть ли не сутки.