Рождение «Белого лебедя». Ровно 45 лет назад появился первый прототип бомбардировщика. Зачем его вновь применяют в реальной боевой работе?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Рождение "Белого лебедя". Ровно 45 лет назад появился первый прототип бомбардировщика. Зачем его вновь применяют в реальной боевой работе?ВчераВчера2984 минТу-160 это не просто платформа для стратегических крылатых ракет. Это мощнейший инструмент сдерживания от любых поползновений в наш адрес. Поэтому применять его для "стрельбы из пушки по воробьям" нет никакого резона. Но в июне пара "Белых лебедей" все же приняла участие в реальной боевой работе. Почему такое произошло? Фото МО РФТу-160 это не просто платформа для стратегических крылатых ракет. Это мощнейший инструмент сдерживания от любых поползновений в наш адрес. Поэтому применять его для "стрельбы из пушки по воробьям" нет никакого резона. Но в июне пара "Белых лебедей" все же приняла участие в реальной боевой работе. Почему такое произошло? Фото МО РФ
Летом 1980 года в советском ВПК произошло немало событий, повлиявших на всю историю развития отечественного оружия. Но одно из них было наиболее долгожданным. В середине июня, незадолго до начала Московской Олимпиады, на московском экспериментальном заводе "Опыт", работавшем на опытное конструкторское бюро "Туполев" состоялся первый показ высокому начальству ВВС СССР и Дальней авиации Союза новейшей машины, которой впоследствии было суждено стать неким высочайшим стандартом авиационной эстетики. Но будущий "Белый лебедь", получивший код "изделие 70-1" ценился командованием не за внешнюю стать. По всем прикидкам выходило, что в тот момент это был один из самых крупных и мощных самолетов в истории авиации. По большинству параметров он остается таковым и сейчас.
А тогда работа главного конструктора Валентина Близнюка и его творческого коллектива военным очень понравилась. Гигантский сверхзвуковой самолёт, способный летать быстрее многих существовавших на тот момент истребителей, нес 12 стратегических крылатых ракет со специальной боевой частью мощностью 200 Кт, либо, после небольшой переделки, 25 единиц ФАБ-1500. Но изначально он предназначался для роли стратегического ракетоносца. Несмотря на то, что первый полноценный полет будущего Ту-160 состоялся только через год, заказчики в целом остались довольны. Шесть лет они ждали, когда появится ответ на американский ракетоносец Rockwell В-1А. И хотя того в итоге с пробега сняли, а программу существенно модернизировали, все ответные мероприятия со стороны Союза оказались не напрасными. В-1В "Лансер", с которым на Западе часто сравнивают "Белого лебедя" и полетел позже своего советского конкурента, и в итоге, из-за узкой специализации оказался куда менее универсальной машиной, так и не заменившей легендарный Б-52.
Ту-160, вооружен и крайне опасен. Этими ракетами он мог держать в напряжении всю Европу даже не вылетая за пределы СССР. Фото МО РФТу-160, вооружен и крайне опасен. Этими ракетами он мог держать в напряжении всю Европу даже не вылетая за пределы СССР. Фото МО РФ
Для полной доводки "Белого лебедя", уже к тому времени получившего на Западе "счастливое" имя Blackjack, понадобилось ещё шесть лет и три предсерийных единицы, пока самолёт сначала просто учили летать, потом летать на сверхзвуке, что при таких габаритах само по себе было нетривиальной задачей. И здесь туполевцам помогли работы над сверхзвуковым пассажирским лайнером Ту-144. Ещё одной интересной особенностью "Белого лебедя" стало то, что это тот редкий случай, когда пассажирский самолет явился условным прототипом военного, хотя обычно всё бывало ровно наоборот. В НАТО появление Ту-160 с его новыми крылатыми ракетами Х-55 вызвало крайне серьезную озабоченность.
Перехватывать их, из-за низкой высоты полета с огибанием местности, было крайне затруднительно, а точности (КВО 20 метров у Х-55СМ) было более чем достаточно для любой цели, учитывая мощность ядерной боеголовки. Озабоченность этими самолетами была настолько велика, что после окончания "Холодной войны" различные "комиссии по разоружению", вроде комитета Нанна-Лугара и других мутных контор, первым делом попытались их уничтожить в рамках "жестов доброй воли" и планомерно работали на исполнение данной задачи. Отчасти у них это получилось, когда в Прилуках варварски расколошматили экскаваторами семь единиц Ту-160. Но кое-что из лап этих хитрых "голубей мира" спасти всё же удалось.
Модернизируемые Ту-160М2 на заводе в Казани. Фото ОАКМодернизируемые Ту-160М2 на заводе в Казани. Фото ОАК
Ту-160, скажем прямо, создавался для той ситуации, когда по сути начинались последние дни человечества. Но его все же переделали в итоге под конвенционные боеприпасы и впервые применили по цели в Сирии, которая ни в коем разе не подходила ему по статусу. Хотя какая разница кого использовать в качестве тренировочной мишени. Для сирийский бандитов, как показал объективный контроль, эта ситуация оказалась роковой. Самолет ещё несколько раз поднимался в небо для боевых ракетных пусков, но примерно два года назад из всех военных сводок исчез. Сейчас ряд западных изданий заговорили, что в июне Ту-160 использовался в боевой работе ВКС как минимум дважды.
Иностранные эксперты сразу связали этот факт с дефицитом других рабочих машин дальней авиации, по вполне понятным причинам. И опять выдали желаемое за действительное. Просто идут заключительные лётные испытания двух бортов "Белого лебедя", модернизированных по программе Ту-160М2. И когда ещё представится такая возможность, быть протестированными в реальной боевой работе. Оба самолёта поступят в ВКС до конца нынешнего года.
Уважаемые друзья и читатели "Зеленого края". Наш канал тихо
загибается от политики с показами Дзена. Держимся мы исключительно
благодаря вашей помощи. Поэтому, если есть такая возможность, поддержите
канал по этой ссылке, либо по номеру карты в первом комментарии. Мы работаем для вас ежедневно и честно, не прибегая к помощи нейросетей, и при этом стараемся быть интересными нашим читателям. Теперь от вас зависит
дальнейшая наша судьба. Спасибо, что вы с нами!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!