России требуется титаническое импортозамещение
Поставляемый из России титан, который очень востребован в авиапромышленной отрасли, до сих пор не попадал в санкционные пакеты Евросоюза. Но ЕС готовит новое расширение санкций. На этом фоне европейский Airbus решил подстраховаться и призвал не вводить эмбарго. Ведь окончательный отказ от российского титана больно ударит по отрасли. Между тем, чтобы усилить титановый козырь, России необходимо оперативно решить свою проблему – с разработкой собственной сырьевой базы.
Как следовало из сообщений Минприроды, Счетной палаты и зампредседателя Совбеза Дмитрия Медведева, сырье, из которого производится чистый титан, в России «практически полностью» импортное. И в основном оно поступало из Украины. И это несмотря на то, что на РФ приходится 15% мировых запасов титана, а на Украину – лишь 3%.
Европейский авиапроизводитель Airbus, как выяснилось, с опаской наблюдает за усилением санкционного давления на Россию. Так по крайней мере можно понять заявление гендиректора компании Гийома Фори, которое приводит агентство Bloomberg и цитируют российские информагентства.
«Мы не думаем, что санкции в отношении импорта из РФ будут уместными. Это окажет небольшое влияние на Россию и будет иметь большие последствия для остальных стран и отрасли», – сказал он. По его уточнению, компания уже много лет накапливает запасы титана, что дает ей «передышку» в краткосрочной и среднесрочной перспективе на случай, если на поставки титана из РФ введут ограничения.
Ранее агентство Bloomberg уже сообщало, что Airbus начал поиски альтернативных источников получения титана на случай прекращения поставок из России. Руководитель европейского подразделения Airbus Воутер Ван Верш пояснял, что около половины всего объема титана компания получает именно из РФ.
Евросоюз, как можно было судить по заявлению главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, разрабатывает уже шестой пакет антироссийских санкций. И до последнего момента ограничения на поставки российского титана Евросоюзом не вводились. Хотя риторика отдельных западных производителей уже давала повод предполагать, что такие ограничения вполне возможны.
Так, в конце февраля появились сообщения, что британский холдинг Rolls-Royce, который использует титан при производстве авиационных двигателей, временно прекратит закупать его у России. А в начале марта стало известно, что американский авиапроизводитель Boeing приостановил закупки российского титана – об этом сообщало ТАСС со ссылкой на пресс-службу.
Но окончательный отказ от поставок из России нанесет болезненный удар по мировой авиапромышленной отрасли.
Российская Федерация обладает «рядом конкурентных преимуществ в производстве титана и продуктов его переработки – полуфабрикатов, которые используются не только российскими, но и мировыми производителями аэрокосмической и машиностроительной высокотехнологичной продукции, предприятиями медицинской промышленности», сообщили в пресс-службе Минпромторга. И в ведомстве особо подчеркнули, что «Минпромторг России при формировании зеркальных мер, ограничивающих экспорт нашей промышленной продукции, ориентируется на то, чтобы избегать негативных эффектов для финансово-экономической деятельности российских промышленных предприятий, активно работающих на зарубежных рынках».
«У нас достаточно широкий круг международного общения. Насколько мы можем наблюдать, промышленники не являются сторонниками санкций, – прокомментировал гендиректор «Межгосударственной ассоциации Титан» Андрей Александров. – Слишком много неопределенностей санкции вносят в деловую практику. Думаю, по этой причине все ранее вводившиеся в последние годы санкции никогда не затрагивали поставки титановой продукции».
«Россия на основе выдающегося советского потенциала в области титанового производства и науки смогла занять важное место в мировой кооперации для гражданского авиастроения. Это премиальный наиболее престижный рынок титановой продукции, – пояснил Александров. – Мы остаемся надежным поставщиком технологически сложной продукции высочайшего качества. Такое положение дел выгодно и поставщикам, и потребителям титановой продукции».
Как отметил эксперт, основная специализация титановой промышленности России на мировом титановом рынке – «производство проката из качественных сплавов ответственного назначения». «Более 90% всей производимой в стране титановой продукции – это легированные сплавы. Не менее 85% выпускаемой продукции предназначены для аэрокосмической промышленности. Нужно отметить, что это весьма почетная позиция на рынке титана, – говорит Александров. – К поставкам для гражданского авиастроения допущены только наиболее надежные производители, обладающие наивысшим уровнем технологии и эффективной системой качества».
И по его уточнению, трудно найти более консервативный рынок, в силу его высокой ответственности, а следовательно, сложности сертификации новых поставщиков и их продукции.
Хотя желающих занять место России в премиальном рынке титана достаточно. «Такие компании есть в США, Западной Европе и Китае. При наличии заинтересованности со стороны ведущих мировых авиастроительных компаний, конкуренты могут со временем нарастить производство», – допускает Александров. Но этот процесс не быстрый. «Наиболее вероятно замещение части российского сортамента аттестованными западными производителями и использование складских запасов, сформировавшихся в период пандемии», – добавил эксперт.
По его словам, «важнейшей задачей является развитие внутреннего потребления титана, в том числе через возрождение отечественного авиастроения».
Но, добавим, не только это. Крайне важная задача – решить проблему с разработкой собственной сырьевой базы. Как сообщалось в докладе «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2020 году» (подготовили Минприроды и Роснедра в конце 2021-го), «титан относится к группе дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом».
Россия располагает крупной сырьевой базой титана, «достаточной для обеспечения внутренних потребностей страны в титановом сырье», но фактором, сдерживающим освоение, становится отсутствие необходимых технологий, и то, что не все извлекаемые продукты находят своих потребителей, а это уже отрицательно сказывается на рентабельности проектов.
В итоге, как утверждается в докладе, «практически все российские предприятия, использующие титановое сырье, импортируют его», что, однако, «не мешает стране входить в тройку основных мировых продуцентов губчатого титана и быть крупнейшим продуцентом пигментного диоксида титана в Восточной Европе».
«Планируемый в конце 2021 года ввод в эксплуатацию Туганского россыпного месторождения в Томской области увеличит использование российской промышленностью отечественного титанового сырья», – отмечалось также в докладе. При этом, судя по приведенным данным, всего в России подготавливаются к эксплуатации шесть месторождений титана: одно уже упомянутое россыпное и пять коренных.
Можно сослаться и на другой документ. Весной 2021-го Счетная палата обнародовала Отчет о результатах контрольного мероприятия, посвященного оценке эффективности управления государственным фондом недр в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года. В этом отчете сообщалось, что «в период с 2018 по 2020 год потребности отраслей экономики в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта». Причем, судя по отчету, в среднем за 2018–2020 годы Украина обеспечивала поставку в РФ почти 83% сырья титана (хотя с 2018-го по 2020-й доля Украины снижалась; другой важный поставщик в 2020-м – Вьетнам).
Также в материалах Минприроды было отмечено, что «Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана – на ее долю приходится 15% запасов мира, при этом вклад страны в мировое производство концентратов титана составляет всего 0,03%». А доля Украины – для сравнения – в мировых запасах – составляет, по данным доклада, лишь 3%.
При этом, по данным Минприроды, освоенность российской сырьевой базы титана невысокая – «в 2020-м в разработку было вовлечено только 6% запасов, причем с извлечением титана в концентрат – всего 0,1%».
«Притом что последние 10 лет в России добыча диоксида титана из недр выросла в 4,7 раза и превысила 400 тыс. т TiO2, его товарная добыча (с последующим извлечением в концентрат) с 2017 года не превышает 4 тыс. т TiO2. В 2020 году было добыто 439 тыс. т TiO2, что на 2% меньше, чем годом ранее. Практически в полном объеме он потерян – было извлечено всего 3 тыс. т TiO2», – приводило данные Минприроды.
Наконец на проблему импортозависимости указывал в феврале этого года и заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев. По его словам, частая ситуация – «у нас есть большие месторождения стратегически важного минерального сырья, но их разработка по экономическим причинам прежде всего нерентабельна – либо из-за низкого качества сырья, либо от проблем с существующими технологиями, либо с логистикой, доставкой сырья».
«У нас есть проблемы с импортом большого количества видов стратегического минерального сырья. Импортируются и марганец, и хром, литий, бериллий, рений практически полностью, титан практически полностью, цирконий и многие-многие другие виды такого рода стратегического сырья, – перечислил он. – Наиболее крупные поставщики всем известны: это ряд соседних стран». Некоторые из них «находятся не в самых простых отношениях с нашим государством», констатировал также Медведев.
И такие риски для национальной безопасности государства как никогда выводят на первое место вопрос импортозамещения в том числе стратегически важных видов сырья.
Анастасия Башкатова