Россия больше не позволит иностранцам и рыбку нашу съесть и на голову сесть

С 13 июля 2021 года вступил в силу ранее принятый закон № 339-ФЗ, который подразумевает снижение доли возможного участия иностранных инвесторов в российских предприятиях, занимающихся добычей водных биоресурсов.

Россия больше не позволит иностранцам и рыбку нашу съесть и на голову сестьДанный законопроект сократит риски финансовой зависимости российских организаций от иностранных инвестиционных компаний. По новому законодательству рыболовная компания будет считаться под иностранным контролем, если доля зарубежных владельцев в уставном капитале рыбодобывающей компании составит более 25 %, а не более 50 % как ранее.

Законопроектом также ужесточаются отдельные положения Закона
№ 166-ФЗ, а именно, запрет и ограничения на вылов водных биоресурсов для организаций, находящихся под контролем не только иностранных инвесторов, но и группы лиц, в которую входит иностранный инвестор.

Максимальная доля иностранных инвестиций в российских рыбопромышленных компаниях будет снижена с целью защиты интересов производителей, а также повышения стабильности работы отрасли.

Ранее ФАС неоднократно выявляла ситуации, в которых отечественные рыболовные предприятия оказывались в условиях «кабальной» зависимости от иностранного инвестора.

Имели место случаи навязывания российским компаниям морских судов или оборудования с пользой для иностранного инвестора, принуждение к подчинению компании иностранному праву, безальтернативные требования о выгрузке улова в зарубежном порту и другие невыгодные компаниям операции. Иностранные инвесторы попросту блокировали решения и действия российских компаний.

В соответствии с российским законодательством в части иностранных инвестиций, вылов водных биологических ресурсов — это деятельность, имеющая стратегическое значение для государства.

Сделки, в последствии приводящие к установлению контроля иностранного инвестора над российскими предприятиями, в обязательном порядке подлежат согласованию с правительственной комиссией, контролирующей осуществление иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Россия законным путём, соблюдая баланс интересов, предусмотрела переходный период для добросовестных иностранных инвесторов:

  • в течение года иностранные обладатели долей в российских рыболовных компаниях в размере более 25% обязаны подать в ФАС ходатайство о согласовании установления контроля, с рассмотрением правовой комиссией
  • или снизить долю своего участия в уставном капитале рыбопромышленной компании.

В случае нарушения действующего российского законодательства инвестор будет лишён права голоса на совете акционеров и отстранён от управления компанией в судебном порядке.

Данный закон позволит обеспечить экономическую безопасность государства, и при этом учесть права и интересы добросовестных иностранных инвесторов, сохраняя инвестиционную привлекательность российской рыбопромышленной отрасли. На данный момент в России работают 137 компаний с иностранным капиталом.

Правительство России не просто так начинает наводить порядок в рыбопромышленной сфере. В 2020 году FAO (Food and Agriculture Organization — специализированное учреждение ООН, возглавляющее международные усилия по борьбе с мировым голодом) проанализировала технико-экономические показатели основных рыболовных флотов в мире.

В результате анализ 97 крупнейших сегментов флота рыбопромышленных лидеров Азии, Европы, Африки, Северной и Южной Америки показал, что промышленные и полупромышленные рыболовные флоты в последние годы устойчиво начали приносить прибыль.

92% сегментов рыболовного флота показали положительное движение чистых денежных средств, а 80 % сегментов флота — окупаемость основных материальных активов.

Не так давно, в историческом понимании времени, советский промысловый флот являлся самым большим в мире. По добыче рыбы и морепродуктов СССР занимал заслуженное 1-ое место, соседствуя в списке лишь с Японией, и на порядок, опережая остальные страны мира.

СССР был единственной страной в мире, имевшей к концу 1980-х годов более 800 промысловых судов водоизмещением от 2000-4000 тонн. Япония располагала 32, а США имела лишь 2 судна таких объёмов водоизмещения.

Рыболовство — это не только обеспечение роста валового внутреннего продукта, но и самый реальный, а возможно и единственный способ организации занятости населения на дальних протяжённых рубежах Родины.

Разумная экономическая политика в рыбопромышленной отрасли должна учитывать, что «улов», во многих случаях, это не только рыба и морепродукты, но и валюта, вырученная от продаж за рубежом, а ведь кое-где наша рыбная продукция дороже мяса.

Динамичное развитие российской рыбной отрасли под жёстким государственным надзором нельзя не заметить. Сегодня строится более 20 современных рыбопромышленных заводских комплексов по глубокой переработке рыбы-сырца, более 40 судов заложены на отечественных верфях.

Благодаря государственным инвестиционным квотам в ближайшие 5 лет инвестиции в обновление мощностей составят около 300 млрд. рублей, должно быть построено свыше 120 судов, обновив 50% мощностей рыбопромышленного российского флота.

В финансовом периметре рыбная отрасль смотрится очень привлекательно, средняя рентабельность по EBITDA выше 40%. Государство активно поддерживает инвестиционные проекты в рыбопромышленной сфере.

Жёсткость государства, обусловленная стратегической важностью отрасли, выражается и в принимаемых постановлениях. Так, например,
с 1 июля 2020 года, согласно постановлению Правительства РФ, судном, построенным на российских верфях, будет признаваться лишь то судно, у которого главный двигатель российского производства.

Все меры по реорганизации рыбопромышленной отрасли обязательно должны изменить и ситуацию на внутреннем рынке России. Страна, имеющая бесчисленное количество водоёмов — рек, озёр, морей, океанов – не может иметь проблем со свежей рыбой.

Сейчас это связано с бюрократией промысла. У нас действует известная всем гражданам схема: «утром деньги — вечером стулья, вечером деньги — утром стулья, но деньги вперёд». Квоту на вылов рыбы необходимо приобрести до начала промысла, тогда как в зарубежных странах это с точностью наоборот.

Также в России отсутствуют оптовые рыбные рынки. Рыбу у отечественных рыбаков-промысловиков скупают перекупщики.

В Скандинавии налажен целый бизнес по скупке рыбы с российских судов. Оплачивают за морепродукты на 7%–10% меньше, чем своим, но отечественным рыболовам деваться некуда. При этом стоимость стоянки судна в норвежском порту в разы дешевле, чем дома в России, а разгрузка быстрее, и бюрократизм отсутствует.

Вследствие перечисленных факторов, практически вся рыба в российских магазинах имеет «двойное гражданство»: поймана россиянами в собственных водах, перепродана в Скандинавию или Японию, а оттуда в красочной обёртке возвращается к отечественному покупателю в РФ, естественно втридорога.

Россия обязана защищать себя и свои стратегические отрасли ввиду очевидной закрытости внешних рынков для российской продукции. Россию не только нигде не ждут, но и подло выдавливают со всех рынков, существенно нарушая правила ВТО.

Отныне главными критериями для успешной работы иностранных инвесторов на отечественном рыбном рынке будут порядочность, прозрачность деятельности, соблюдение законодательства и стратегических интересов России.