Россия — центр Евразии. Арабы теперь тоже в курсе
Фото: Alexei Druzhinin / Globallookpress
Евразийский экономический союз наращивает взаимодействие с арабскими странами. Сателлиты США – Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман лишены возможности получения экономических выгод, но страны, проводящие дружественную политику с Россией – Сирия, Ливан, Египет, Иордания, Тунис, Марокко, существенно выиграют от этого.
Автор:
Аналитическая группа Катехон
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции стран Центральной и Северной Азии и Восточной Европы.
Евразийский экономический союз имеет единый интегрированный рынок с населением 180 млн человек, а его ВВП превышает 5 трлн долларов США.
Евразийский экономический союз занимает первое место в мире по добыче нефти с показателем 14,5%, первое место по добыче газа в мире с показателем 20,2%, четвёртое место по производству чугуна с показателем 4,7% и пятое место по производству стали с показателем 5%.
Евразийский экономический союз способствует свободному перемещению товаров и услуг, капитала, рабочей силы и обеспечивает общую политику в области макроэкономики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, внешней торговли, инвестиций, таможни, технического регулирования, конкуренции и антимонопольного регулирования.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Государства – члены Союза предполагают введение единой валюты и дальнейшую интеграцию в будущем. Федерация действует через наднациональные и межправительственные институты.
Помимо членства в ЕАЭС, имеются соглашения о Зонах свободной торговли и преференциальных режимов с рядом стран. Государства арабского мира не являются исключением, но там существуют различные позиции по поводу этого проекта.
Арабские страны делятся на три группы. Есть арабские страны, подпадающие под влияние США, которым не разрешено вступать в Евразийский экономический союз, например монархии Персидского залива – Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман.
Вторая группа – это государства, которые потерпели крах из-за внутренних конфликтов, и это мешает им вступить в Евразийский экономический союз. Это такие страны, как Сирия, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Палестина, Судан, Сомали и Мавритания.
Несмотря на это, предприняты попытки заключить соглашение о свободной торговле со странами из этого списка, такими как Сирия и Ливан, у которых крепкие отношения с Россией.
Сирия: В июле 2015 года во время встречи на уровне министров в Дамаске премьер-министр Сирии Ваэль Аль-Халки заявил, что с Россией ведутся переговоры о присоединении к Евразийскому экономическому союзу и свободной экономической зоне. Он заявил, что «мы считаем это благом и укреплением отношений. Мы намерены развивать торговое сотрудничество».
Ливан: 12 марта 2018 года Армения обсудила вопрос доступа Ливана на рынки Евразийского экономического союза во время встречи премьер-министров Ливана и Армении в Бейруте. Но переговоры пока не дали результатов. Экономический коллапс, который сейчас происходит в Ливане, затрудняет присоединение к Союзу.
Что касается третьей группы, то в неё включены развивающиеся страны, правительства которых стремятся расширить свои торговые отношения и укрепить партнёрство с Евразийским экономическим союзом, такие как Египет, Иордания, Тунис, Марокко.
Египет: 26 декабря 2016 года президент Египта подчеркнул важность, которую Египет придаёт созданию зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. 18 ноября 2018 года Египет и Евразийский экономический союз подписали документ о соглашении о свободной торговле между двумя сторонами.
Иордания: в сентябре 2017 года Иордания подписала меморандум о взаимопонимании с Евразийским экономическим союзом по продвижению и диверсификации торговли между Иорданией и Евразийским экономическим союзом. Между тем официальные лица России предложили свою поддержку заключению соглашения о зоне свободной торговли с Иорданией.
Тунис: в августе 2016 года посол Туниса в России заявил, что Тунис готов подписать торговое соглашение с Евразийским экономическим союзом. Он добавил, что в стране будет создана особая экономическая зона.
Марокко: Марокко и Евразийский экономический союз подписали 28 сентября 2017 года в Рабате меморандум о сотрудничестве в целях укрепления экономических отношений и взаимодействия, который указывает, что страны ЕАЭС рассматривают Марокко как надёжного партнёра и ворота в Африку и другие регионы, с которыми королевство имеет близкие отношения.
Многие экономические и политические аналитики в различных арабских странах считают, что недавняя инициатива президента России Владимира Путина позволит предложить установление более широкого евразийского партнёрства с участием стран Европейского союза и Шанхайской организации сотрудничества (чтобы оно включало планы интеграционного развития между Европейским союзом и китайским проектом «Один пояс – Один путь»). Прогресс в этих областях будет способствовать достижению всестороннего развития в странах-участницах, которое заложит прочную основу для мира, стабильности и общей безопасности для всех стран Евразии.
В видении будущего Евразийского союза экономические и политические аналитики из различных арабских стран выразили мнение, что «союз будет развиваться, но для этого потребуется некоторое время». Они не исключили, что со временем он превратится в образование, подобное Европейскому союзу, где нет границ между государствами-членами, и граждане свободно перемещаются между странами Союза, и в любой из этих стран они получают условия и услуги, аналогичные тем, что получают в своей стране. В будущем они могут установить единую валюту, и в 40-х годах этого века экономика Евразийского союза станет похожей на экономику Европейского союза, Японии и других крупных экономик мира.
Арабские экономические и политические аналитики представляют статистические данные о степени прогресса, достигнутого в странах Евразийского союза благодаря вкладу России в развитие региона. Успешно работает более 10 тысяч совместных предприятий, инвестиции России в регион оцениваются в 20 миллиардов долларов, а статистика показывает, что в России работает более 4 млн граждан из стран Центральной Азии.
Россия продолжает усилия по модернизации инфраструктуры и развитию социального пространства для своих центральноазиатских партнёров. С 2008 года общий объём русской помощи по двусторонним каналам или через многосторонние институты превысил 6 млрд долларов. Например, объём помощи для поддержки госбюджета Киргизии за последние семь лет составил 311 млн долларов, не считая погашения долгов.
Транспортные системы, связывающие Россию со странами Центральной Азии, считаются важным и влиятельным дополнительным унитарным фактором, который приносит общие экономические выгоды, способствуя развитию торговых коридоров, простирающихся с востока на запад и с севера на юг.
Нет сомнений, что все стороны заинтересованы в укреплении и освещении культурного и научного сотрудничества, и сейчас более 170 тысяч граждан Центральной Азии получают высшее образование в России, 60% из них – за счёт средств России.
В заключение, каждая из стран, объявивших о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, преследует разные цели. Сторонники экономического союза в России считают, что Союз обеспечит экономическую защиту, а также будет способствовать противодействию любому нежелательному политическому влиянию. Учитывая, что Союз обеспечивает безопасный механизм против любых заговоров по смене режима и, следовательно, гарантирует выживание и продолжение статус-кво, чего хотят достичь малые страны, особенно в Центральной Азии. Но они хотят, кроме того, политической стабильности и экономической безопасности.
Сторонники Союза утверждают, что слияние ресурсов и услуг улучшит позиции участвующих стран на традиционных рынках, а также усилит их присутствие за рубежом и повысит шансы на привлечение огромных инвестиций, которые ни одна страна не в состоянии предоставить в одиночку.
Между строк в отечественных дискуссиях читается, что Москва предлагает своим партнёрам в Центральной Азии, вместо того чтобы их страны стали экономически и политически уязвимыми, как Украина, что им было бы лучше, если бы они присоединились к российскому лагерю. Соответственно, в краткосрочной перспективе экономический союз означает демонстрацию центральной роли России в экономической системе, в то время как в долгосрочной перспективе это означает помощь странам Центральной Азии в более эффективном противостоянии растущему влиянию Китая.
Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой «Катехон«.