Россия готовит «теневой флот» для перевозки СПГ

Россия готовит "теневой флот" для перевозки СПГ

Как говорится, пошли по "накатанной". Такими темпами "теневым флотом" скоро станет флот, получающий западную страховку.

Как пишут, признаки того, что Россия подготавливает «теневой флот» для перевозки арктического СПГ продолжают проявляться всё заметней.

Растущее количество перегрузок с судна на судно на якорной стоянке Кильдин, рекордное количество арктических разрешений для прохода СПГ-танкеров, а также недавняя активность на рынке новых и подержанных судов подтверждают заявления представителей отрасли о подготавливаемом Россией «теневом флоте» для перевозки СПГ.

Из-за того, что крупнейший в стране проект СПГ «Арктик СПГ-2» находится под санкциями США, Европейского Союза и Великобритании, «Новатэк» испытывает затруднения с поставкой СПГ на мировой рынок.

По мере того, как лед в Арктике отступает и приближается летний сезон, возникают вопросы, на борту каких судов и кому «Новатэк» сможет продавать свою продукцию.

Тем временем СПГ продолжает поступать в Европу в рекордных объемах из до сих пор неподсанкционного соседнего проекта «Ямал СПГ».

26 июня в среду танкеры СПГ «Николай Урванцев» и «Лена Ривер» завершили очередную перегрузку с судна на судно на якорной стоянке «Кильдин» к северу от Мурманска.

«Новатэк», крупнейший производитель СПГ в России, провел на этой якорной стоянке десятки морских перегрузочных операций для своего проекта «Ямал СПГ» с момента его запуска в ноябре 2020 года.

К середине этого года прошлогодний показатель в 13 перегрузок уже превзойден. С 1 января по настоящее время произведено минимум 15 перегрузок.

До использования объекта в Кильдине «Новатэк» и его партнеры по транспортировке также провели десятки операций STS в период с 2018 по 2020 год в норвежских водах у побережья Хоннингсвога недалеко от мыса Нордкап.

Техническую и логистическую поддержку на тот момент оказывали западные компании. Операции на Кильдине проводятся собственными силами, что указывает на растущий опыт у российской компании в перегрузке СПГ.

С объявлением на этой неделе о вступлении в силу в 2025 году общеевропейского запрета на перевалку российского СПГ, перевалка с судна на судно в российских или международных водах приобретет еще большее значение для «Новатэка».

Администрация Северного морского пути выдала рекордное количество разрешений СПГ-перевозчикам.

На данный момент разрешение на плавание в арктических водах страны получили в общей сложности 28 судов LNGC, в том числе почти дюжина обычных судов не ледового класса.

В списке судов есть ряд новых судов, которые ранее не плавали в Арктике, в том числе четыре судна, недавно проданные японской судоходной компанией Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK) новой компании в ОАЭ.

Активность купил-продажи на рынке поддержанных танкеров дополняет картину по формированию потенциального «теневого флота» СПГ-танкеров. Ряд устаревших судов были проданы по ценам выше рыночных, а не отправлены на свалку.

Правда, при этом как считает Мехди Туиль, специалист по СПГ-операциям, который в прошлом работал старшим оператором проекта «Новатэк» на Ямале:

«Найти альтернативных покупателей для «неофициального» российского СПГ будет чрезвычайно сложно».

Другие, как Каллеклев из Flex LNG, считают, что готовый пул покупателей действительно существует:

«В прошлом мы видели, что россиянам удавалось доставлять на судах [до иностранных заказчиков] удивительные объемы углеводородов».

Посмотрим, что будет. Скорей всего, также, как и с нефтью и нефтепродуктами.