Россия и Белоруссия ничего не потеряют от сокращения транзита через Польшу

Россия и Белоруссия ничего не потеряют от сокращения транзита через Польшу

Объёмы газа, которые Россия поставляла через Белоруссию и Польшу в Германию — сократятся в 8 раз. Связано это с чрезмерно завышенными тарифами и всевозможными пошлинами, которыми польские политики обложили российский газ.

А не станет ли сокращение транзита ударом по белорусской экономике и не приведёт ли к ненадобности белорусскую транзитную трубу, на манер Украины? В Белоруссии на этот счёт твёрдая уверенность: никто эту трубу отключать от компрессоров и выкапывать не будет.

«если в Европе снизится добыча газа в связи с выводом из эксплуатации газового месторождения в Нидерландах, а спрос на него будет оставаться высоким, то Европе придется закупать в том числе и российский газ. В этом случае востребованность белорусского маршрута возрастет»

Мало того, ожидается даже возрастание объёмов транзитируемого российского газа через белорусский сегмент. Просто польский сегмент исключат из схемы маршрута, так дешевле, но это вызывает острое недовольство в Варшаве. Озвучены объёмы прокачки через Польшу:

  • I квартал — 8,76 млрд кубометров
  • II квартал — 8,6 млрд кубометров
  • III квартал — 8,25 млрд кубометров
  • IV квартал — 1 млрд кубометров

Как видно по графику, снижение поставок намечено на холодное время, когда как раз потребление газа в Германии значительно увеличивается. Следовательно Польша недополучит серьёзную прибыль.

Конечно лучше подавать в Германию газ недорогим способом. Ведь Германия желает удвоить поставки, поэтому вопрос о завышенных тарифах стран-транзитёров — достаточно актуален.

«Газпром» намерен отказаться от внушительной части польского транзита. В планах у компании в четвертом квартале текущего года сократить объемы поставок по газопроводу «Ямал – Европа» в восемь раз. Об этом свидетельствуют данные «Газпрома» по сделкам 2020 года, в заключении которых имеется заинтересованность»

В российской газовой компании достаточно хорошо умеют считать, особенно деньги. После того, как польские политики хотели помешать строительству, немецкий бизнес быстро осознал, что решение о строительстве обходной ветки — было нужным и своевременным.

Польша перестанет получать в свой бюджет огромные деньги за российский транзит вовсе не по политическим причинам. Экономическая нецелесообразность использования польского сегмента — продиктована условиями рынка.

Даже если сокращение транзита через Польшу и повлияет на белорусскую экономику, газ у них будет по прежнему недорогой, совместные масштабные взаимовыгодные проекты многократно всё перекроют. По прогнозам российской компании, после временных трудностей, загруженность белорусской ветки ещё больше вырастет.