Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?Отрицательная Динамика

В начале 2020-х годов ситуация с безопасностью в Европе больше напоминает период между 1940-ми и 1980-ми годами в смысле всепроникающего недоверия и даже презрения друг к другу. Военное противостояние вернулось, хотя и в более легкой форме, от Баренцева моря до Балтийского и черного. Экономические обмены между Россией и ЕС сократились вдвое с 2013 года. И все же, несмотря на риторику, это не вторая итерация холодной войны. Здесь нет ни железных занавесов, ни берлинских стен. Несмотря на санкции и импортозамещению, российская экономика отнюдь не автаркична. Информационное пространство остается по существу глобальным, и именно поэтому оно стало таким многолюдным полем битвы. Военные снова играют важную роль, но враждебные действия — это в основном работа спецслужб. Несмотря на пандемию, обычные люди все еще могут путешествовать относительно свободно, при условии, что они получат визы.

Более того, ситуация не статична, как это было в основном в Европе во время Холодной войны; она очень динамична и ухудшается. Нетрудно представить себе новые кризисы, даже возобновление военных конфликтов в таких местах, как Донбасс, Приднестровье и Южный Кавказ.

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

Очевидный провал нормандского процесса, направленного на урегулирование украинского конфликта, и тупик в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске могут привести к окончательному отказу Киева от минских соглашений 2015 года, которые он всегда возмущал. Москва, в свою очередь, может признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики и в любом случае приступить к их еще более тесной интеграции с Россией.

На сегодняшний день 400 000 из 3,7 миллиона жителей региона получили российское гражданство. Чтобы предотвратить конфликт, Германия и Франция имеют мало веса в Киеве и совсем нет в Москве, которая рассматривает их как пособников и пособников украинского режима. Если дело дойдет до развязки, они натравят Россию на Соединенные Штаты, а европейцы будут играть вспомогательную роль через НАТО.

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

Приднестровье, длинный и узкий клочок земли, полностью окруженный территориями Украины и Молдовы, откололось от Кишинева в 1990 году, прошло через кровавый конфликт с ним в 1992 году и с тех пор живет под защитой небольшого российского миротворческого контингента и военного контингента, охраняющего огромные склады оружия советских времен. Новоизбранный президент Молдовы, гражданин Румынии, требует ухода России из региона; Москва отвергает это требование со ссылкой на соглашение о прекращении огня 1992 года, которое создало механизм поддержания мира. Чтобы оказать давление на Москву, Кишинев и Киев вполне способны заблокировать российский военный транзит в Приднестровье и из него, поставив Россию перед дилеммой конфликта или унижения. Замороженный конфликт на Днестре готовится к таянию.

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

На Южном Кавказе стратегический ландшафт был изменен в 2020 году победой Азербайджана над Арменией во Второй Войне за Нагорный Карабах. Россия не смогла предотвратить войну и осталась в стороне от боевых действий, но сумела остановить ее, как только победа Азербайджана стала очевидной.

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

Россия занималась миротворчеством, имея дело с обеими сторонами и сводя их вместе, а также вводя свои войска на землю в Карабахе. Однако Москве пришлось смириться с ролью Турции на Южном Кавказе и ее физическим военным присутствием в Азербайджане.

Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?

В отличие от этого, позиция России в Армении пострадала как из-за преобладания в нынешнем правительстве людей западного толка, так и из-за поражения Еревана в войне, несмотря на то, что он был военным союзником Москвы. Доминирующая роль России в Карабахе и ее влияние в Армении вряд ли приветствуются в Европе и, скорее всего, будут оспорены Соединенными Штатами. Внутренняя политика Армении будет играть на руку соперничеству России и Запада.

Успех Азербайджана вдохновил другие страны, стремящиеся вернуть свои отколовшиеся территории в лоно государства. Грузия считает Абхазию и Южную Осетию территориями, оккупированными Россией. Тбилиси является кандидатом в члены НАТО и де-факто союзником США. Шаги по военной интеграции Грузии с НАТО приведут к тому, что Москва укрепит свои передовые позиции в двух государствах. Линии разделения, которые были в основном спокойными со времен войны 2008 года, могут в результате стать еще более напряженными.

Помимо замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, которые могут внезапно растаять, еще одним источником опасности являются инциденты между российскими и натовскими самолетами и военно-морскими кораблями. Поскольку российские самолеты летают ближе к границам НАТО, а те, в свою очередь, приближаются к границам России, эти инциденты могут произойти с серьезными последствиями в черном и Балтийском морях и над ними. Особенно опасными будут полеты НАТО или военно-морская активность вблизи Крыма, а также вблизи Калининграда-новоявленной версии Западного Берлина в обратном направлении. Отмена договора о ядерных силах средней дальности (РСМД) и потенциальное развертывание в Европе новых американских ракетных систем средней дальности, независимо от того, являются ли они ядерными или нет, могут привести к новому кризису Евромайдана. Распад Договора по открытому небу уже наносит удар по уверенности обеих сторон в военной стабильности в Европе. По сути, европейской системы контроля над вооружениями после холодной войны, построенной на Договоре об обычных вооруженных силах, РСМД и Договоре по космосу, больше нет.

Третья группа опасностей присуща политическим событиям внутри определенных стран. Скрытая политическая нестабильность в Беларуси порождает в Европе надежды на демократическую и проевропейскую эволюцию этой новой нации, расположенной между Россией и территорией ЕС/НАТО. В то же время это вызывает опасения на Западе в отношении подавления протестующих под руководством или при поддержке России. С точки зрения России, политическая турбулентность в Беларуси, коренящаяся во внутренней напряженности, раздувается Западом, прежде всего соседними государствами-членами ЕС-Польшей и Литвой, с идеей превратить стратегически важную Беларусь в еще одну антироссийскую платформу наряду с Украиной. В самой Украине ситуация остается неустойчивой: сохраняется политическая нестабильность низкого уровня, а Россия и Европа занимают совершенно разные, даже противоположные позиции по поводу того, что там происходит.

Самое главное, конечно, это переход руководства в самой России. Этот процесс был тонко запущен Владимиром Путиным в 2020 году, с конституционными изменениями и перестановками в правительстве. По мере приближения выборов в Государственную Думу в сентябре 2021 года и президентских выборов в 2024 году политическая напряженность неизбежно будет расти. Кремль считает, что Запад, более сплоченный после победы Джо Байдена на президентских выборах 2020 года в США, будет оказывать максимальное давление на Россию, ее правящую элиту и лично на президента Путина. Паники нет: несмотря на множество внутренних проблем, Кремль по-прежнему контролирует российскую элиту, правоохранительный аппарат лоялен, региональный сепаратизм подавлен или отсутствует, а собственная позиция Путина с основной массой российского народа остается сильной. Тем не менее, Кремль стремится предотвратить любое иностранное вмешательство во внутренние дела России.

Российские чиновники и сторонники Путина изображают Навального и его соратников агентами Запада—они выделяют американские, британские и немецкие спецслужбы в качестве главных противников России, — чья миссия состоит в том, чтобы дестабилизировать Россию в разгар деликатного процесса передачи и реконфигурации власти. По состоянию на 2021 год западная поддержка российской антисистемной оппозиции больше не терпится, как на собственном горьком опыте убедился верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности во время своего визита в Москву в феврале 2021 года. Резкие слова российских официальных лиц о готовности Москвы разорвать отношения с Евросоюзом и высылка трех европейских дипломатов из России во время этого визита были направлены на то, чтобы запугать ЕС от использования прав человека в качестве инструмента своей политики в отношении России.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует)