Россия и Европа: О европейском и азиатском в России…

Принято считать, что границу между Азией и Европой образовывают горы Урала . Как утверждается здесь именно столкнулись дрейфующие в мировом океане материки «Азия» и «Европа» , отчего вызвало буквальное поднятие земли , и появились горы.

Россия и Европа: О европейском и азиатском в России…

Это произошло несколько сотен миллионов лет назад, в то время когда только дух Божий витал над водами. За всю немыслимую человеческую историю граница между Европой и Азией не имела такого абстрактного научно-кабинетного характера. Ее пролагали не геологи, а кривая азиатская сабля и прямой европейский меч.

У нас герб — двуглавый орел. Россия волею судеб, истории, достижением наших предшественников занимает ту территорию, которую она занимает. Россия, наверное, никогда не могла позволить себе роскошь развернуться лицом к Европе и спиной к Азии или наоборот.

А теперь посмотрим на Россию. Господа, кто сравнивает Россию и Европу и верещит — как хорошо в Европе! Поймите вы уже, наконец, что такая страна как Россия просто не может так сделать, как сделала после второй мировой Европа!

Не может и не сможет в силу массы объективных политических, исторических, географических и экономических причин!

Так что спор и сравнения России и отдельных стран Запада в современных реалиях — совершенно бессмысленный и некорректный. Слишком разные у нас с Европой весовые категории и слишком разные политические и экономические задачи.

А далее мы рассматриваем историческую часть образования связей азиатской и европейской в России…

Россия и Европа: О европейском и азиатском в России…

Потерпев поражение от Запада, Россия после Крымской войны обратилась к Азии, следуя своим имперским планам. Царь Александр II (1855-81) все больше убеждался в том, что судьба России — быть главной европейской державой в Азии и что только Британия стоит на ее пути. Атмосфера взаимной подозрительности между Россией и Англией после Крымской войны оказала глубокое влияние на Россию, определив ее политику в Большой игре и ее имперское соперничество с Англией за господство в Центральной Азии в последние десятилетия XIX века.

Как христианская цивилизация в евразийской степи, Россия могла бы стоять лицом к западу или востоку. С начала восемнадцатого века она смотрела на Европу с точки зрения своего самого восточного государства. Наряду с южной Испанией, можно сказать, что она является частью частного Восточного мира Европы—того “другого”, которым определялась Европа. Однако если бы Россия оказалась лицом к Востоку, Она стала бы самым западным государством Азии, носителем христианско-европейской цивилизации в одиннадцати часовых поясах земного шара.

Россия и Европа: О европейском и азиатском в России…

Русское завоевание Средней Азии с 1860-х годов поощряло мысль о том, что судьба России лежит не в Европе, как предполагалось долгое время, а на Востоке. В 1881 году Достоевский писал:

«Россия находится не только в Европе, но и в Азии. Мы должны отбросить рабский страх, что Европа назовет нас азиатскими варварами и скажет, что мы больше азиаты, чем европейцы. Этот ошибочный взгляд на себя как на исключительно европейцев, а не азиатов (а мы никогда не переставали быть последними) дорого обошелся нам за эти два столетия, и мы заплатили за него потерей нашей духовной независимости. Нам трудно отвернуться от нашего окна в Европу; но это вопрос нашей судьбы… Когда мы обратимся к Азии с нашим новым взглядом на нее, с нами может случиться нечто такого же рода, что случилось с Европой, когда была открыта Америка. Ибо, по правде говоря, Азия для нас — это та самая Америка, которую мы еще не открыли. С нашим стремлением к Азии у нас будет новый подъем духа и силы… В Европе мы были прихлебателями и рабами, а в Азии будем господами. В Европе мы были татарами, а в Азии – европейцами»…

Эта цитата является хорошей иллюстрацией склонности русских определять свои отношения с Востоком в зависимости от их самооценки и статуса на Западе. Достоевский не утверждал, что Россия — азиатская культура, а только то, что европейцы так о ней думали. И точно так же его аргумент о том, что Россия должна охватить Восток, не означал, что она должна стремиться быть азиатской силой: напротив, только в Азии она могла найти новую энергию, чтобы вновь утвердить свою европейскость. Корнем обращения Достоевского к Востоку было горькое негодование, которое он, как и многие русские, испытывал по поводу предательства Запада христианского дела России в Крымской войне.

Восстановление советской истории в России было важной частью националистической программы Путина.

Обиженное презрение к западным ценностям было обычным русским ответом на чувство неприятия со стороны Запада. В XIX веке “скифский темперамент”- варварский и грубый, иконоборческий и крайний, лишенный сдержанности и умеренности “культурного европейского гражданина”- вошел в культурный лексикон как тип “азиатской” русскости, настаивавшей на своем праве быть “нецивилизованной”. Таков был смысл пушкинских строк:

Сейчас воздержание неуместно, я хочу пить, как дикий скиф.

Именно в этом смысле Герцен писал французскому анархисту Пьеру-Жозефу Прудону в 1849 году:

"Но знаете ли вы, сударь, что вы заключили договор (с Герценом на софинансирование газеты) с варваром, причем варваром тем более неисправимым, что он не только по рождению, но и по убеждению? Истинный скиф, я с удовольствием наблюдаю, как этот старый мир разрушает себя, и у меня нет к нему ни малейшей жалости".

«Скифские поэты», как называла себя та разрозненная группа писателей, в которую входили Александр Блок (1880-1921) и Андрей Белый (1880-1934), приняли этот дикий дух вопреки Западу. Но в то же время их поэзия была погружена в европейский авангард. Они получили свое название от древних скифов, кочевых ираноязычных племен, которые покинули Центральную Азию в восьмом веке до нашей эры и правили степями вокруг Черного и Каспийского морей в течение следующих 500 лет. Русские интеллектуалы XIX века стали рассматривать скифов как своего рода мифическую расу предков восточных славян.

В последние десятилетия века археологи вели раскопки скифских курганов, курганных могильников, разбросанных по всей южной Руси, юго-восточной степи, Средней Азии и Сибири, стремясь установить культурную связь между скифами и древними славянами.

Это доисторическое царство завораживало скифских поэтов. В их воображении скифы были символом дикой бунтарской природы первобытного русского человека. Они радовались стихийному духу (стихии) дикой крестьянской России и убеждали себя, что грядущая революция, которую все чувствовали вслед за революцией 1905 года, сметет мертвый груз европейской цивилизации и установит новую культуру, в которой человек и природа, искусство и жизнь будут едины.

Знаменитая поэма Блока «Скифы» (1918) была программной констатацией этого азиатского позерства по отношению к Западу:

Вы — миллионы, мы — множество, множество и множество. Давай, дерись! Да, мы скифы, да, азиаты, косоглазое жадное племя…

Это было не столько идеологическое неприятие Запада, сколько угрожающее объятие, призыв к Европе присоединиться к революции «диких орд» и обновиться через культурный синтез Востока и Запада: иначе она рисковала быть затопленной «толпами». Веками, утверждал Блок, Россия защищала неблагодарную Европу от азиатских племен:

Подобно рабам, повинующимся и презираемым, Мы были щитом между племенами Европы и неистовой монгольской ордой. Но теперь пришло время «старому миру» Европы «остановиться перед Сфинксом»: Да, Россия — Сфинкс. Ликуя, скорбя И обливаясь кровью, она не может насытить Свои глаза, которые смотрят и смотрят и смотрят на тебя с каменными губами любви и ненависти.

У России все еще было то, что давно утратила Европа – «любовь, которая горит, как огонь»,- насилие, которое возобновляется, опустошая.

Присоединившись к Русской революции, Запад пережил бы духовное возрождение через мирное примирение с Востоком.

Приди к нам от ужасов войны, Приди к нашему мирному оружию и покою. Товарищи, пока не поздно, Вложите старый меч в ножны, да будет благословенно братство.

Но если Запад откажется принять этот «русский дух», Россия развернет против него азиатские орды:

Знай, что мы больше не будем твоим щитом, Но, не обращая внимания на боевые кличи, Мы будем смотреть на бушующую битву Отстраненно, с тупыми и узкими глазами, Мы не двинемся с места, когда дикие гунны разграбят …… и оставят его обнаженным, Сожгут города, загонят ….. в церковь, И запах белой….. плоти наполнит воздух.

Продолжение следует:

Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует)