Россия и G20 должны ответить G7 на желание “взломать рынки”
Страны Большой семерки утвердили размер минимального налога для корпораций как внутри своих государств, так и за рубежом. Он составляет не менее 15%. Данная мера обсуждалась на протяжении нескольких лет. Она обязывает компании платить больше денег в тех странах, где они осуществляют продажи, так как они часто регистрируются в государствах с низкими налогами. Теперь аналогичный единый налог рассмотрит и G20, в которую входит и Россия.
Руководитель центра политэкономических исследований Василий Колташов рассказал «Журналистской правде» о причинах и перспективе развития данной инициативы.
«Главное «но» состоит в том, что у Запада своя деоффшоризация. В этом смысле сложно сказать, будут ли равные условия в результате применения новой политики сбора налогов, которая строится на принципе экономической активности и географии продаж, а не регистрации бизнеса. Неизвестно, сколько на этом Запад соберет денег, но бюджетные поступления определенно вырастут. Будет собираться больше налогов с компаний G7.
Что это означает для всего мира? Принцип плачу налоги там, где формально зарегистрирован, больше не работает. Он уходит в прошлое. В России мы тоже увидим отход от этого принципа. Пока что в РФ сделаны первые шаги в сторону деоффшоризации. Страны-оффшоры приняли условия Министерства налогов и сборов, кроме Нидерландов, которые отказались подписывать соглашение, но дальше, очевидно, что оффшорные бизнесы, в том числе и владеющие большими пакетами ведущих российских компаний, будут постепенно терять свои выгодные позиции и платить больше налогов. Данная перспектива необратима. Не согласовывая с G7, исходя из интереса и необходимости, такой процесс будет происходить и в Евразийском экономическом союзе, в России в первую очередь. От того, как все было до начала глобального кризиса и нестабильного экономического положения, не останется ничего.
Читайте «Журправду» в нашем телеграм-канале
Здесь есть определенное неудобство для стран с высоким уровнем производства в экономике. Для новых индустриальных стран, для новых центров мировой системы, к которым относятся в том числе Россия и Китай. Оно состоит в том, что крупные компании этих стран делают огромные продажи на Западе, но на Западе они не зарегистрированы. Здесь государства могут покушаться не только на компании G7, принудив платить большие налоги, но и компании других стран, которые поставляют огромные партии товаров на их западные рынки. В конечном итоге, платить, конечно, будет западный потребитель, но в то же время, это будет некомфортная ситуация для производителей в новых промышленных странах (Россия, Китай, Индия, Иран, Турция и т.д.).
Мы пока не знаем какие будут предприняты конкретные действия, но очевидно, что на Западе есть интерес увеличить налоговые поступления в форме завуалированного повышения таможенных пошлин. Сами пошлины не будут повышать на ввозимые товары, но иностранные компании заставят платить. Стандартная форма налогообложения иностранных предприятий с их продажами на собственном рынке – это пошлины. Здесь их повышать нельзя, это довольно важный момент, который регулируется нормами всемирной торговой организации (почти весь мир входит в эту организацию), поэтому Евросоюз может искать способ, как им обеспечить более протекционистскую политику производства. Для этого, в завуалированной форме заставить платить иностранные компании (не зарегистрированные на территории стран G7) высокие ввозные пошлины.
В рамках G20 страны должны отнестись к инициативе G7 с обоснованным подозрением, и если обсуждать вопрос, в процессе постараться устранить эти акценты. Самое главное – не давать даже номинального консенсуса Западу, если есть малейшее подозрение на то, что вся игра идет на увеличении нагрузки на производственные экономики, на страны, которые Запад считает недоразвитыми, хотя на самом деле это не так. Зачастую, это уже новые центры развития, например, Россия, Китай, Индия. Они несмотря на большое отличие особенностей, уже не могут быть названы в чистом виде полупереферийными экономиками, особенно Китай. По этой причине западные страны относятся к ним чрезвычайно ревностно и по сути вся стратегия G7 состоим в том, чтобы взломать рынки и взять их ресурсы и процессы под свой контроль. Если этого не получается, то хотя бы получать с этого дополнительную выгоду. Первое чувство, которое возникает в данной ситуации – это подозрение. Определенно нужна деоффшоровизация, различные налоговые решения, но исходя из тех проблем, которые имеют западные экономики можно заподозрить то, что они просто хотят повысить нагрузку на конкуренцию».