Россия и Индия на взлёте: перспективы совместного производства SSJ‑100 и Ил‑114‑300

data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Россия и Индия на взлёте: перспективы совместного производства SSJ‑100 и Ил‑114‑300СегодняСегодня1232 мин

Индия и Россия обсуждают проект совместного производства ближнемагистральных самолетов. Первый вице-премьер Денис Мантуров сообщил о возможной сборке в Индии Sukhoi Superjet 100 и Ил-114-300. Ключевое в этих заявлениях — зафиксированная заинтересованность обеих сторон.

Россия и Индия на взлёте: перспективы совместного производства SSJ‑100 и Ил‑114‑300

Важно рационально оценивать стартовые условия. Индия — один из самых быстрорастущих авиационных рынков мира. Парк гражданских самолётов уже превышает 820 бортов, при этом размещены заказы ещё примерно на 1 500–1 600 машин. До 2043 года страна будет нуждаться примерно в 2 800 новых самолётах на сумму $330–350 млрд. Около 85–90% этого объёма приходится на узкофюзеляжные и региональные лайнеры. Сегмент ближнемагистральных и региональных машин вместимостью 60-100 кресел оценивается в 450–500 самолётов до 2040 года. Именно здесь находятся SSJ-100 и Ил-114-300.

При этом необходимо понимать: в формате прямых продаж Индия вряд ли будет массово покупать российские самолёты. Причина не политическая, а экономическая. Boeing и Airbus предлагают развитую сервисную сеть, быструю поставку, доступ к дешёвому лизингу и иным финансовым инструмента. В условиях жёсткой конкуренции и низкой маржинальности индийские авиаперевозчики ориентируются прежде всего на суммарную стоимость владения. В этой конфигурации России крайне сложно дать более выгодное коммерческое предложение.

Совместное производство меняет саму экономику проекта. Для России это означает экспорт высокотехнологичных компонентов: двигателей, авионики, агрегатов, силовых элементов планера.

Для Индии выгода заключается в восстановлении компетенций гражданского авиастроения . Страна много лет пытается развивать собственные программы, но сталкивается с затяжными сроками разработки, ограниченной серийностью и сложностями сертификации. Совместная сборка SSJ-100 и Ил-114-300 позволяет в короткие сроки получить доступ к отлаженной платформе, производственным технологиям и инженерной школе.

Отдельный фактор — технологическая автономность. Оба самолёта являются полностью российским продуктом без иностранных комплектующих. Для Индии это важный элемент устойчивости в условиях фрагментации глобальных цепочек поставок и роста санкционных рисков. Ил-114-300 хорошо соответствует региональной специфике страны: короткие ВПП, высокогорные аэродромы, плотная внутренняя маршрутная сеть. SSJ-100 закрывает ключевой сегмент ближнемагистральных перевозок на дистанциях 800–2 000 км, где сосредоточен основной пассажиропоток.

В результате Россия получает выход на крупный рынок через промышленную кооперацию, а Индия — частичное возрождение гражданского авиастроения за счёт готовых технологических решений. При всех рисках такой формат существенно устойчивее, чем попытка прямых продаж. При условии, что договорённости дойдут до практического исполнения.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!