Россия и Иран создают стратегический транспортный коридор. Какие возможности открывает новый проект
Россия и Иран заключили договор, по которому будут строить железную дорогу для обеспечения стабильной работы транспортного коридора «Север-Юг». Для РФ этот проект имеет большое значение, как в плане политики, так и в сфере экономики. Особенно важно, что на этот маршрут никак не могут повлиять Соединенные Штаты.
Серьезный конкурент
Возведение железной дороги планируется в следующем году. Участок будет иметь протяженность 162 км и соединит иранскую ж/д сеть с ж/д путями России и Азербайджана. Такое решение позволит перевозить грузы между этими государствами напрямую.
Увеличение пропускной способности ТК «Север-Юг» – это крайне важная мера для РФ в условиях западных и европейских санкций. Из-за этих ограничений наша страна потеряла каналы сбыта в Европе. Экспорт по Балтийскому морю тоже имеет свои трудности.
А благодаря этому проекту Россия получает возможность напрямую выходить в Индийский океан. Это особенно важно, учитывая, что внешнеторговая отрасль РФ прошла перенаправление на Восток.
Сам по себе транспортный коридор начал работать 20 лет назад, но все это время не мог обеспечить движение большого потока товаров. Проблема в том, что он довольно узкий. Между Ираном и Россией нет прямой железной дороги. Грузы поставляются сначала морем, потом только остаток пути идут по ж/д.
Порты Ирана в Каспийском море не имеют связи с ж/д сетью государства, а расположенные вблизи ж/д ветки, обладают лишь одним путем, сильно уклонены, не электрифицированы. Это негативно сказывается на пропускной способности, а также повышает расценки и скорость доставки.
Этот коридор очень важно достроить и запустить в работу в полную силу, ведь он может составлять серьезную конкуренцию европейским торговым путям. Но пока что он в ней проигрывает, однако, это дело поправимое.
Большая выгода для России
Объемы грузоперевозок по ТК «Север-Юг» увеличиваются, и это побудило Иран возвести свой железнодорожный участок и улучшить логистику. Это поможет кардинально решить проблему, существенно повысив пропускную способность коридора.
Российские власти планируют выделить на реализацию этого проекта кредит величиной 1,5 млрд. долларов. Часть этих денег направят также на обеспечение линии электричеством. Когда работы по строительству закончатся, коридор должен будет пропускать около 30 млн. т. грузов ежегодно. Доставка будет проходить гораздо быстрее, например, товар из Мумбаи в Санкт-Петербург будет идти 10 дней, а через Суэцкий канал это занимает 1-1,5 месяца.
Россия стремится к тому, чтобы Азербайджан выступил в роли выгодоприобретателя от повышения оборота грузов по коридору «Север-Юг». Хоть Баку и планирует возводить другой транспортный коридор, который соединит его с Турцией, «Север-Юг» все равно будет ему крайне полезен. Особенно он позволит Азербайджану меньше зависеть от Запада.
Независимость от действий США
Но самое главное – это то, что торговый путь «Север-Юг» предоставит России отличный шанс нарастить экспорт, невзирая на противодействие на внешней арене. Недружественные страны не смогут остановить российские поставки, наложить на них санкции. Поэтому РФ сумеет без каких-либо препятствий увеличивать товарооборот с азиатскими и африканскими государствами.
В том числе Россия будет активно поставлять пшеницу и зерновые культуры. Американцы пытаются разными способами помешать этому, несмотря на заключение зерновой сделки. А благодаря коридору «Север-Юг» Штаты ничего не смогут сделать, что, конечно же, не может их не беспокоить.