Россия и Запад: «уроки французского»…
30 сентября 2015 года французский Сенат принял беспрецедентное решение об аннулировании сделки с Россией по поставкам двух вертолетоносцев типа «Mistral» на сумму свыше 1,25 млрд евро, утвердив закон «О прекращении действия контракта на строительство и поставку в РФ двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Как продекларировано в парламентских документах, решение было принято, в ответ на аннексию Россией Крыма.
Напомню суть сделки заключалась в том, что 17 июня 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения «DCNS» подписали контракт на покупку Россией двух вертолетоносцев и связанных с ними услуг, в которые входила логистика, образование персонала и передача технологий. Согласно контракта, первый корабль для России должен был быть поставлен в 2014, а второй — в 2015 году.
Строили оба корабля на французской верфи «STX Сен-Назер», с российской стороны в оснащении кораблей участвовала «Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)», т.к. наши специалисты предложили внести в конструкцию вертолетоносцев серьезные дополнения. В частности, был изменен до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволило бы использовать их в северных широтах, было предложено увеличение высоты кораблей для размещения на них российских вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К. Также в конструкции судов были предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря, что дало бы возможность применения вертолетоносцев в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.
К моменту расторжения контракта российские производители выполнили более половины объема работ по оснащению дополнительным оборудованием двух вертолетоносцев.
Однако 25 ноября 2014 года тогдашний президент Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить поставку России первого вертолетоносца из-за ситуации на Украине. В свою очередь, Россия в январе 2015 года направила запрос в Министерство обороны Франции с просьбой официально объяснить причину невыполнения соглашения по кораблям.
В середине мая 2015 года стало известно, что поставки «Мистралей» в Россию вообще осуществлены не будут. Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта, которые подразумевали возврат России около 785 млн евро из 1.25 млрд евро, что составляло менее 62 процентов от общей суммы контракта. В Москве с таким подходом не согласились, пригрозив международным судом, учитывая, что российская сторона понесла значительные расходы, а, следовательно, и убытки. Россия настаивала на полном возврате оплаченных французской стороне средств за корабли в соответствии с условиями контракта, а также оплаты штрафных санкций за его одностороннее расторжение.
Президент Франции Франсуа Олланд тогда заявил, что соглашение с Россией по поставкам кораблей не предусматривает никаких штрафных санкций. По его словам, Франция вернет ровно то, что Россия заплатила, а также возместит некоторые расходы, в частности, средства на обучение российских экипажей двух судов и точка.
О сложности переговоров по «Мистралям» можно судить хотя бы потому, что окончательное решение удалось выработать лишь на самом высоком уровне после переговоров президента Франции и Президента РФ, прошедших 5 августа 2015 года. Однако, сумма, перечисленная Францией России до настоящего времени так и не была озвучена. При этом тогдашний французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан неоднократно заявлял, что «возвращенная России сумма значительно меньше 1,25 млрд евро, которые Франция получила в качестве аванса от России».
Теперь, спустя шесть лет, история повторилась, однако уже с точностью, наоборот и сегодня уже по отношению к французам. По сути, Франция получила такой же удар «ниже пояса», но уже от своих союзников США, Великобритании, Австралии и Швейцарии.
15 сентября 2021 года лидеры США, Великобритания и Австралия объявили о создании нового партнерства в сфере обороны и безопасности — «AUKUS» (акроним, образованный по составу участников Australia, United Kingdom, United States). Более того партнеры сразу же объявили о своей первой инициативе, а именно о строительстве атомных подводных лодок для австралийского флота.
В соответствии с договоренностями с партнерами, Австралия в одностороннем порядке разрывает контракт с Францией на 56 млрд евро, по которому флагман французского судостроения «Naval Group» должен был поставить 12 дизель-электрических субмарин класса «Barracuda».
Такое поведение союзников настолько разозлило французов, что президент Эммануэль Макрон отменил свой визит на торжественные мероприятия в США по случаю празднования 250-летней годовщины «Чесапикского сражения», заявив, что он воспринимает этот демарш союзников, как личную обиду и потому намерен твердо поставить вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания Франции в составе НАТО. Вот так, ни много, ни мало. Более того, по словам Макрона, «задачи, которые выстраивает перед НАТО Вашингтон не имеют под собой никакого смысла, поскольку на сегодняшний день нет ни идеологии, ни организаций, против которых ранее был настроен Североатлантический альянс».
Члены французского правительства поддержали президента в его конфликте с союзниками. По мнению официального представителя правительства Франции Габриэля Атали, этот кризис является стратегическим и на карту поставлено не только соотношение сил в Европе, но и будущее Франции.
Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан был более категоричен в оценках происходящего, заявив, что «Франция должна отозвать послов из США и Австралии, чтобы оценить ситуацию, однако отзывать посла из Великобритании Франция не намерена, т.к. мы знаем их постоянный оппортунизм», — заявил министр. Телевизионный канал «France24» цитируя главу французского МИДа назвал ситуацию «не новым американо-австралийским романом, а подрывом доверия к военным альянсам».
Член Европейского парламента от Франции Андреа Котарак пошел еще дальше, по его словам, «Франция должна перестать быть наивной и беспрекословно следовать европейской политике, ей необходимо построить свою собственную независимую внешнюю политику, в том числе, и в отношении России».
Следует напомнить, что Франция была одной из 12 стран-основателей НАТО, однако 21 февраля 1966 года президент французской республики Шарль де Голль принял решение выйти из военных структур альянса: из Комитета военного и Группы ядерного планирования, продолжая принимать участие в работе политических структур альянса — в Совете НАТО. В марте 2009 года Национальное собрание Франции поддержало идею президента Николя Саркози о возвращении в военные структуры НАТО. Так что прецедент есть. Более того, нынешний французский президент неоднократно подвергал альянс жесткой критике, заявляя, что НАТО должно защищать Европу, а не решать внешнеполитические проблемы США.
В 2019 году он жёстко высказался о будущем альянса, заявив журналу «The Economist», что «НАТО недееспособно и не может эффективно функционировать из-за отсутствия координации по стратегическим решениям между США и их союзниками. Поэтому Североатлантический альянс сейчас переживает «смерть мозга», а Европа стоит на краю пропасти. Настало время проснуться и не уповать в оборонных вопросах на Вашингтон, который зачастую ведет себя предельно грубо».
Французский лидер также напомнил, что Америка, в отличие от европейских государств, находится далеко от России и поэтому посоветовал странам Старого Света пересмотреть свои отношения с русскими. По его мнению, выстраивание конструктивного диалога с Москвой позволит установить мир в Европе и вернуть стратегическую независимость континенту. Макрон также отметил, что Европе необходимо начать думать о себе как о самостоятельной геополитической силе, в противном случае она «не будет контролировать свою судьбу».
Как ни странно, но скандал вокруг создания нового военного альянса получил продолжение. Еще одну пощечину Франции нанесла Швейцария. Там неожиданно отказались от поставок 36 французских истребителей «Rafale», вместо них решили приобрести американские «F-35». Сумма контракта составляла более 8 млрд евро. Президент Франции Эммануэль Макрон был настолько взбешен этим известием, что категорически отказался ехать в Берн на встречу со своим швейцарским коллегой Ги Пармеланом. Также французский лидер запретил до лета 2022 года все двусторонние контакты со Швейцарией на высоком уровне. Страсти не утихают и вот уже швейцарская сторона объявила об отмене, запланированного на ноябрь текущего года официального визита президента в Париж.
По словам французского президента «Францию предали, с нами не проконсультировались, хотя мы – заинтересованная сторона. Это показывает, что Франция должна выживать в одиночку». Более того, перехват второго многомиллиардного контракта американцами, президент Макрон назвал ничем иным как «ударом в спину», подчеркнув, что «Вашингтон планировал срыв сделки между Австралией и Францией задолго до официального создания союза «AUKUS», поэтому пребывание Франции в НАТО и будущее альянса сейчас оказалось под угрозой».
Безусловно, подписание оборонного соглашения между США, Великобританией и Австралией, а также аннулирование швейцарско-французского контракта нанесло серьезный удар не только по французскому честолюбию, но и по бюджету. В общей сложности по двум сорвавшимся контрактам с Австралией и Швейцарией французский бюджет не получит более 64 млрд евро!
Таким образом, демарш американцев и их партнеров по отношению к Франции стоит очень дорого, и в прямом и в переносном смысле слова. В Елисейском дворце уже заявили, что Франция намерена жестко защищать свои интересы, поэтому все встречи высокого уровня с США, Великобританией и Австралией отменяются на неопределенное время.
Безусловно, после двух серьезных скандалов со своими союзниками Франция может несколько пересмотреть свои позиции в альянсе, но, скорее всего, не свое участие в нем. Французская газета «Le Figaro» уже призвала правительство страны выйти из НАТО и сблизиться с Россией. По словам, министра обороны Флоранс Парли «поведение США в ситуации с программой подлодок — эта новая иллюстрация того, что мы констатируем уже месяцы — это то, что политического диалога внутри атлантического альянса не существует». Однако в отношении выхода страны из НАТО, она менее категорична. По ее словам, Франции не следует ли выходить из НАТО.
На вопрос может ли Франция покинуть НАТО, многие французские эксперты отвечают отрицательно. Они уверены, что «Макрон — не Шарль де Голль и Францию из НАТО выводить не будет».
Заместитель директора французского Фонда стратегических исследований Бруно Тертре в комментарии газете «Le Figaro» заявил, что во Франции резко увеличилось число сторонников выхода страны из НАТО и не исключено, что, скорее всего, республика рассмотрит какой-то промежуточный вариант. Эксперт также добавил, что обострение отношений между странами может стать предметом предвыборных дебатов во Франции, напомнив, что очередные выборы президента должны пройти весной 2022 года, что, безусловно, поставит под угрозу военное сотрудничество с США.
Покинет ли Франция НАТО или нет, вопрос риторический.
Во-первых, президент Макрон и чиновники французского правительства не имеет сегодня твердого намерения это делать, во-вторых, у них очень мало, так называемого пространства для маневра в случае выхода страны из альянса и, прежде всего, в отношениях с американцами.
В-третьих, американцы, а не французы финансируют НАТО. Доля Соединенных Штатов в годовом бюджете НАТО составляет более 72 процентов, а Франции — чуть более 2 процентов, поэтому, как известно «кто заказывает музыку, тот девушек и танцует!». Это я об отношении к министрам обороны Франции госпоже Флоранс Парли, министру обороны Германии — Аннегрет Крамп-Карренбауэр, Австрии – Клаудии Таннер, Бельгии – Людивин Дедондер, Дании – Трине Брамсен, Испании – Маргариты Роблес, Австралии – Линде Рейнольдс и Швейцарии – Виолы Амхерд, правда, справедливости ради замечу, что две последние страны в Североатлантический альянс не входят.
В-четвертых, в отличии от США у Франции практически нет рычагов влияния на своих европейских партнеров-членов НАТО, поэтому, как говорится, «вход в НАТО — евро, а выход – два!».
Безусловно, альянс сегодня не тот, что был даже несколько лет назад, налицо системный кризис организации. Но американцы его финансируют, перевооружают, размещают группы быстрого реагирования и фактически определяют не только систему европейской безопасности, но и контролируют национальную безопасность европейских стран-членов блока, в том числе и Франции.
Более того, Байдены, Джонсоны, Моррисоны, Ги Пармеланы и Макроны, прежде всего, считают деньги, поэтому США, Великобритания, Австралия и Швейцария попытаются восстановить партнерские отношения с Францией, а не пойдут на жесткую конфронтацию. Полагаю, что они изыщут возможности компенсации потерь Францией, конечно, не объеме 64 млрд евро, но потери, скорее всего, компенсируют и возможно новыми заказами. Видимо, для смягчения напряженности в отношениях со стороны англосаксонских партнеров Франции будут также обещаны и серьезные политические преференции.
Сейчас президент Макрон несколько поостыл, заявив, что «все-таки нужно признать, что на решение проблем взаимодействия с союзниками понадобится какое-то время».
Так или иначе, но французы получили свое и хочется надеяться, что для них произошедшее будет уроком на будущее, потому что за все в этой жизни приходится платить и зачастую сторицей…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Александр Гусев, доктор политических наук, профессор