Россия использует энергетический кризис для пересмотра сотрудничества с Европой
В последние недели усилилось углубление кризисной ситуации на европейском рынке природного газа, в основном за счет отказа от заполнения складов, принадлежащих Газпрому или арендованных компанией в отдельных странах ЕС, отсутствия интереса к продаже газа на европейских рынках и отказ от резервирования дополнительных мощностей в отдельных экспортных газопроводах — делают выводы эксперты аналитического центра
Во время кризиса российская газовая стратегия руководствовалась как тактическими целями — быстрый запуск Северного потока — 2, так и стратегическими целями, которые включают пересмотр долгосрочных принципов сотрудничества с ЕС, в частности в сфере энергии и реализация индивидуальных политических целей в отношениях с отдельными странами за пределами ЕС. Похоже, что в ближайшие месяцы Россия продолжит оказывать экономическое давление, чтобы использовать приближающийся зимний период и продолжающийся кризис, чтобы вынудить европейских партнеров пойти на ожидаемые уступки. С другой стороны, следует ожидать тактического смягчения позиции Москвы, направленного в первую очередь на нейтрализацию призывов в ЕС и США наказать ее за использование поставок газа в политических целях (угрозы инициировать новые антимонопольные разбирательства со стороны ЕС или призывать Вашингтон ввести новые санкции против России).
Есть много признаков того, что нынешний газовый кризис в Европе воспринимается Кремлем как удобная возможность повысить требования к стратегическим целям российской энергетической политики.
Во-первых, Москва пытается использовать сложившуюся ситуацию как предлог для пересмотра правил газового сотрудничества между Россией и европейскими странами, в частности, входящими в ЕС. Об этом свидетельствуют, прежде всего, заявления Путина, который указал на ошибки в энергетической политике ЕС, в частности, на внесенные нормативных изменений, отказ от долгосрочных контрактов и инвестирование в возобновляемые источники энергии как на одну из основных причин кризиса. Москва, скорее всего, надеется, что текущая ситуация ослабит доверие многих государств-членов к нормативным решениям ЕС, а в стратегически важных для России вопросах, таких как правила эксплуатации Северного потока 2, послабления. Кроме того, российская сторона также ожидает, что неопределенность, связанная с изменением цен на спотовых рынках, будет стимулировать импортеров к заключению новых двусторонних соглашений с Российской Федерацией, которые Кремль считает выгодными как для экспортеров, так и для импортеров.
Во-вторых, энергетический кризис воспринимается Россией как возможность укрепить свои позиции на возможных переговорах с ЕС относительно новых регуляторных решений, планируемых в рамках климатической политики и реализации концепции Европейского зеленого курса. Есть много признаков того, что Москва попытается предложить готовность к большей гибкости в реагировании на кризисные ситуации на европейском рынке в обмен на смягчение или исключение запланированных в ЕС решений по борьбе с выбросами парниковых газов в отношении России, в частности, планируется ввести так называемый приграничный налог (CBAM — Carbon Border Adjustment Mechanism). Об этом свидетельствуют многочисленные заявления президента Путина в последние недели, в которых заверяется, что Российская Федерация готова предпринять шаги по стабилизации ситуации на энергетических рынках.
Дальнейшие действия и расчеты России
С одной стороны, стратегия использования нынешнего энергетического кризиса для достижения собственных политических и экономических целей довольно рискованна. Обвинения в использовании поставок газа в качестве политического оружия, очевидные в политических и экспертных дискуссиях, поражают имидж России, что может побудить некоторых импортеров скорректировать свою газовую политику и предпринять более решительные шаги по диверсификации источников газа. Следствием текущей ситуации может быть усиление отдельных регулирующих механизмов на уровне ЕС, в частности, в отношении энергетической безопасности, что может включать, например, постулат о создании запасов газа в ЕС. Наконец, действия России могут спровоцировать очередное антимонопольное разбирательство Еврокомиссии.
С другой стороны, Кремль, похоже, готов пойти на такой риск по нескольким причинам. Во-первых, Москва рассчитывает на прагматический подход к отношениям с Москвой в условиях стабильно высоких цен на газ и угрозы более серьезного энергетического кризиса в наступающем зимнем сезоне. Ожидается, что объявление об увеличении поставок будет воспринято как жест доброй воли, что приведет к ускорению процедур сертификации Северного потока 2. Во-вторых, Россия осознает, что любое новое антимонопольное разбирательство, инициированное Европейской комиссией, займет несколько лет, и поэтому с его возможными негативными последствиями придется бороться только в долгосрочной перспективе. В-третьих, Российская Федерация, вероятно, надеется, что призывы некоторых европейских столиц к США ввести новые ограничения не будут реализованы. Этот расчет основан в первую очередь на примере Северного потока 2 и ослаблении санкционного давления США на проект при администрации Джо Байдена. Наконец, в-четвертых, нельзя исключать, что Москву подтолкнул к игре в нынешний газовый кризис опыт предыдущих европейских событий такого типа с ее участием, в частности, связанных с приостановкой поставок газа Украиной в январе 2009 года. Хотя обычно они означали усиление правил энергетической безопасности ЕС, в конечном итоге они не привели к реальному ослаблению позиций России на европейском газовом рынке.