Россия использует энергетический кризис для пересмотра взаимоотношений с Европой
По данным издания Biznes Alert, россияне пытаются изменить долгосрочные основы сотрудничества с ЕС в своем газовом плане. Поскольку европейские страны, скорее всего, будут придерживаться прагматичного подхода к работе с Москвой в разгар кризиса, Москва готова пойти на риск. Или это не так?
Россия способствовала обострению кризиса на европейском газовом рынке в последние недели, отказавшись заполнять газохранилища, принадлежащие или арендуемые «Газпромом» в некоторых странах ЕС, не проявляя интереса к продаже сырья на европейских биржах и не резервируя дополнительные мощности для некоторых экспортных газопроводов.
Россиянами руководят тактические (запуск «Северного потока-2»), а также стратегические амбиции, которые включают обновление долгосрочных принципов сотрудничества с Европейским союзом, особенно в энергетическом секторе, и реализацию политических интересов в отношениях с некоторыми правительствами стран, не входящих в ЕС. Можно с уверенностью ожидать, что Россия продолжит вести двойную игру в ближайшие месяцы. С одной стороны, он будет использовать политическое и экономическое давление, чтобы заставить европейских союзников пойти на уступки, надеясь воспользоваться надвигающимся зимним сезоном и нарастающим кризисом.
С другой стороны, Москва может изменить свою позицию по тактическим соображениям, чтобы отклонить призывы в Европе и Соединенных Штатах наказать Россию за использование поставок газа в политических целях (угрозы начать новое антимонопольное расследование в ЕС или просьбы к Вашингтону ввести новые санкции).
Газовый кризис в Европе, по-видимому, является хорошим поводом для Кремля выразить свою озабоченность стратегическими амбициями российской энергетической политики. Начнем с того, что Москва пытается воспользоваться ситуацией, пытаясь пересмотреть условия газового сотрудничества с европейскими странами, особенно с теми, которые являются членами ЕС. Это подтверждается словами Путина, в которых он назвал одной из ключевых причин кризиса ошибки в энергетической стратегии Европейского Союза (новые нормативные нормы, отказ от долгосрочных контрактов и инвестиций в возобновляемые источники энергии).
Газовый кризис в Европе представляется удобной возможностью для Кремля выразить свою озабоченность стратегическими целями российской энергетической политики. Начнем с того, что Москва пытается воспользоваться ситуацией, пытаясь пересмотреть условия газового сотрудничества с европейскими странами, особенно с теми, которые являются членами ЕС. Это подтверждается словами Путина, в которых он назвал одной из ключевых причин кризиса ошибки в энергетической стратегии Европейского Союза (новые нормативные нормы, отказ от долгосрочных контрактов и инвестиций в возобновляемые источники энергии).
Во-вторых, Россия рассматривает энергетический кризис как возможность укрепить свои позиции в переговорах с ЕС по дополнительным мерам регулирования в контексте климатической политики и реализации инициативы «Зеленый пакт для Европы». В обмен на смягчение правил, которые Европейский союз планирует принять в борьбе с выбросами парниковых газов (особенно в отношении так называемого трансграничного механизма регулирования выбросов углерода), или отстранение Российской Федерации от их действия, Москва, похоже, готова предложить большую гибкость в реагировании на кризисные ситуации.
Частые заявления Путина в последние недели, обещающие, что Россия готова предпринять действия, чтобы помочь стабилизировать энергетические рынки, подтверждают эту теорию.
Будущие действия и предположения России
С одной стороны, манипулирование энергетическим кризисом для достижения собственных экономических и политических целей представляется опасной тактикой. Политики и ученые обвиняют Россию в использовании поставок газа в качестве политического оружия, что наносит ущерб имиджу страны. В свете этого некоторые импортеры могут изменить свою газовую политику и стремиться более агрессивно диверсифицировать свои источники сырья.
В свою очередь, ЕС может ужесточить некоторые регулирующие процессы, особенно те, которые касаются энергетической безопасности. Например, может появиться концепция создания европейского газового резерва. Европейская комиссия может начать новое антимонопольное расследование в результате действий России.
С другой стороны, Кремль, похоже, готов рискнуть. Это связано с рядом факторов. Во-первых, он считает, что в условиях обострения энергетического кризиса и роста цен на газ этой зимой большинство европейских стран (особенно в Западной Европе) будут придерживаться прагматичного подхода к отношениям с Россией.
Москва ожидает, что объявление о своей готовности увеличить объем поставок будет расценено как проявление доброй воли, ускоряющее процесс сертификации для «Северного потока-2». Во-вторых, в нем признается, что антимонопольное расследование, которое может начать Европейская комиссия, займет несколько лет, а это означает, что любые негативные последствия придется устранять в долгосрочной перспективе.
В-третьих, Российская Федерация, по-видимому, считает, что призывы некоторых европейских столиц к США ввести более ограничительные меры будут неэффективными. Это представление основано на нынешней позиции в отношении «Северного потока-2»: американцы сняли санкционное давление на проект во время администрации Джо Байдена.
Наконец, нельзя исключать, что россияне будут использовать кризис в политических целях, основываясь на своем предыдущем опыте участия в аналогичных европейских мероприятиях, в которых они принимали участие. В первую очередь, мы обсуждаем ограничение поставок сырья через Украину в январе 2009 года. В целом это привело к ужесточению европейских законов об энергетической безопасности, но в долгосрочной перспективе не привело к значительному снижению позиций России на европейском газовом рынке.