Россия ломает лед на Северном морском пути
С таянием Арктики Кремль считает, что Северный морской путь сможет составить конкуренцию Суэцкому каналу. С другой стороны, военное присутствие России на севере заставляет конкурентов сомневаться в приоритетах страны. Однако из его рассказа о путешествии по Северному морскому пути и бесед со специалистами становится очевидным, что эти опасения необоснованны.
Мурманск — На большом и застекленном мосту 50-летия Победы, где почти все автоматизировано, шкипер-ветеран Дмитрий Лобусов утверждает, что нет айсберга, с которым его ледокол не мог бы справиться. Это, конечно, не относится к айсбергам.
Все остальное, тем временем, будет управляться массивным ледоколом с двойным корпусом размером с девятиэтажный небоскреб. За 14 лет эксплуатации два ядерных реактора корабля выработали достаточно электроэнергии, чтобы совершить почти 60 поездок на Северный полюс. На борту может разместиться до ста посетителей Арктики за 30000 долларов каждый нос.
Всего у государственного предприятия «Атомфлот» пять таких ледоколов. Это мощный сигнал о решимости России сохранить стратегическую ориентацию старого Советского Союза на доминирование в Арктике. В течение следующего десятилетия флот будет заменен по меньшей мере пятью дополнительными атомными ледоколами, каждый из которых примерно вдвое больше и мощнее нынешних.
Арктический ледяной покров быстро тает, открывая доступ к новым рыбным и нефтяным ресурсам, и Кремль накапливает деньги для круглогодичной экономической деятельности в своей зоне контроля, которую он также планирует значительно расширить. Северный морской путь протяженностью 5600 километров, соединяющий Азию и Европу, по прогнозам, станет основной морской альтернативой Суэцкому каналу.
Российские арктические конкуренты обеспокоены военным присутствием России и тем, что оно означает. Но, по мнению российских властей, это связано с географическими и климатическими условиями, и цель правительства — повысить экономический потенциал арктических портов, таких как Мурманск, а не военное господство на Крайнем Севере.
«Я бы не сказал, что есть какое-то наращивание сил по сравнению с тем, что у нас всегда было здесь», — говорит Виталий Акимов, представитель Северной торговой палаты Мурманска. — Однако теперь у нас есть новые ледоколы, что многое говорит о целях России. «Мы хотим видеть экономический рост».
Заполярный бум?
Мурманский экономический бум, по словам Акимова, начнется, как только Северный морской путь станет реальностью. Он объясняет: «На федеральном уровне предпринимаются усилия по превращению Мурманска в транспортный центр». — У нас есть фантастический порт с отличным железнодорожным и автомобильным сообщением с Москвой и остальной частью России, а также с возможностью подключения по всему миру через Северный морской путь».
Мурманск с населением 300 000 человек и расположением недалеко от норвежской границы уже имеет недавно усовершенствованный торговый порт, который продолжает перевозить уголь из обширных внутренних районов России. Эксперты, с другой стороны, видят много возможностей для роста. Неподалеку Новатэк, крупнейшая российская частная газовая компания, работает над огромным проектом по увеличению мощностей для транзита сжиженного природного газа в Арктике.
Большая компьютерная карта показывает местоположение каждого судна по всему Северному морскому пути, а также постоянно меняющиеся ледовые и погодные условия в штаб-квартире Атомфлота в Мурманске, в обширной диспетчерской. В будущем он будет все более загруженным. По словам президента России Владимира Путина, грузооборот Северного морского пути в 2020 году составил 33 миллиона тонн, и ожидается, что к 2024 году этот показатель увеличится до 80 миллионов тонн, заявил он на недавнем экономическом мероприятии.
Однако, несмотря на то, что Северный морской путь сокращает традиционный маршрут между Дальним Востоком и Европой через Суэцкий канал как минимум на две недели, разница в тоннаже не в его пользу: Суэцкий канал перевозит около миллиарда тонн грузов каждый год.
Существуют и другие проблемы: например, в отличие от Суэцкого канала, все суда на Северном морском пути должны иметь возможность перемещаться в ледовых условиях, и спрос на ледоколы в ближайшем будущем будет неожиданным.
Капитан Лобузов добавляет: «Это в первую очередь зависит от меняющейся ситуации, льда и погоды». «Иногда один ледокол может проложить курс для 10 судов. Военные аспекты полярных устремлений Москвы часто затрагиваются. На Кольском полуострове это трудно не заметить, потому что Мурманск — единственный в России незамерзающий порт с выходом в открытый океан, и его улицы заполнены персоналом в форме. Северный флот ВМФ России расположен неподалеку, в закрытом городе Североморск, с десятками крупных судов, включая единственный в стране авианосец и новое поколение современных атомных подводных лодок.
Однако аналитики утверждают, что военная сила занимает такое видное место в сознании Запада, потому что судьба Мурманска была продиктована географией. Кольский залив — единственный район на Крайнем Севере России, который круглый год свободен ото льда благодаря теплому североатлантическому течению и продолжению Гольфстрима. Это, наряду с близостью к открытому океану, является причиной того, что здесь дислоцируется до двух третей стратегических подводных лодок России, а также большие надводные корабли Северного флота.
Солдаты во льдах
Военные аспекты полярных устремлений Москвы часто затрагиваются. На Кольском полуострове это трудно не заметить, потому что Мурманск — единственный в России незамерзающий порт с выходом в открытый океан, и его улицы заполнены персоналом в форме. Северный флот ВМФ России расположен неподалеку, в закрытом городе Североморск, с десятками крупных судов, включая единственный в стране авианосец и новое поколение современных атомных подводных лодок.
Однако аналитики утверждают, что военная сила занимает такое видное место в сознании Запада, потому что судьба Мурманска была продиктована географией. Кольский залив — единственный район на Крайнем Севере России, который круглый год свободен ото льда благодаря теплому североатлантическому течению и продолжению Гольфстрима. Это, наряду с близостью к открытому океану, является причиной того, что здесь дислоцируется до двух третей стратегических подводных лодок России, а также большие надводные корабли Северного флота.
«Россия вновь открыла ряд бывших советских авиабаз на своем северном побережье», — говорит Андрей Загорский, эксперт по контролю над вооружениями Института мировой экономики и международных отношений. «Однако основная деятельность по-прежнему сосредоточена на Кольском полуострове с его системами ПВО и другой военной инфраструктурой».
«Россия — единственная арктическая страна, где на постоянной основе дислоцируются крупные вооруженные силы. Арктический флот Канады, с другой стороны, расположен в Галифаксе, Новая Шотландия. Правда, Россия обладает непревзойденными возможностями в этой области, но они предназначены не только для проведения военных операций. Они также отвечают за предотвращение утечек нефти, патрулирование и обеспечение безопасности Северного морского пути, среди прочего», — заявляет он.
«Однако в сегодняшней обстановке конфликта с Западом эти перспективы часто рассматриваются как опасность. Было бы здорово, если бы мы смогли найти решение для снижения напряженности в Арктике и расширения сотрудничества по таким темам, как изменение климата и совместное использование ресурсов на крайнем севере», — заявляет он
«Все захотят сюда»
Между тем, власти Атомфлота заявили, что, даже если глобальное потепление станет реальностью, они не будут использовать его для расширения Северного морского пути. Именно по этой причине используются ледоколы. И, несмотря на их величину, строящиеся ледоколы «50 лет Победы» являются маленькими игроками.
«В ближайшие годы мы увеличим наш флот в четыре раза, и новые корабли будут более крупными и способными поддерживать морские пути открытыми в любых ситуациях», — говорит Владимир Арутюнян, руководитель военно-морских операций «Атомфлота».
«В 2010 году только четыре судна прошли по Северному морскому пути». «На данный момент их больше сотен», — говорит он. — Эти огромные ледоколы будут необходимы нам на всю оставшуюся жизнь. Это миф, что где-то всегда будет открытая вода 365 дней в году. Зимой там все еще будет лед. Без ледоколов в Арктике нечего делать».
Многие жители вновь обрели надежду в результате этих событий и желания российского правительства воплотить Северный морской путь в реальность после десятилетий постсоветского распада и миграции более половины населения Мурманской области.
«Мы ожидаем, что Мурманск превратится из захолустья в центр экономической деятельности», — говорит Максим Белов, депутат регионального законодательного собрания. «Это точка входа в Арктику. В Мурманске есть все, что вам понадобится в ближайшие годы для достижения успеха, и все захотят его посетить».