Россия может лишиться половины экспортных доходов
Как известно, с 5 декабря выступают в силу самые жесткие санкции со стороны Запада в отношении российской нефти. Речь идет о введении ценового потолка для экспорта российского «черного золота», о котором договорились сначала члены «большой семерки», а потом участники Евросоюза. С 5 февраля будущего года запрет коснется нефтепродуктов из России. Как будет работать механизм этого ценового потолка? Сможет ли наша страна обойти заявленные ограничения? Какой ущерб нанесет эта мера отечественной экономике?
Напомним, что санкции, вводимые Евросоюзом и входящими в G7 государствами, подразумевают запрет на транспортировку нефти из нашей страны морскими путями, в том числе и по территориям третьих стран, не присоединившихся к новым западным санкциям. В случае, если стоимость «черного золота» на борту окажется выше заявленного предела, владельцы судов и остальной передвижной инфраструктуры могут отказать производителям не только в транспортировке сырья, но и в страховых услугах на такие операции. Вопрос относительно ценовой отсечки потолка до сих пор остается открытым: сначала говорилось, что потолок цены будет ограничен на уровне $60 за баррель, но теперь речь идет о горизонте в $70 за «бочку» (мировые котировки остаются в пределах $90 -100).
На днях, выступая в Госдуме, угрозу ценового потолка для отечественной экономики оценил глава Минэкономразвития Максим Решетников. «На нас приходится 14% мировой добычи нефти — это 11% мирового экспорта «черного золота». При необходимости будет произведена и идет переориентация зарубежных поставок на восточные рынки», — заявил министр. Насколько же серьезным окажется санкционный удар по российской нефти? Придавит ли отечественную экономику ценовой потолок? Найдутся ли для российской нефти альтернативные маршруты поставок? Эти вопросы мы обсудили со специалистом — главным аналитиком TeleTrade Марком Гойхманом.
— Давайте для начала обрисуем текущую картину нашего нефтяного экспорта. Какие объемы мы поставляем за рубеж и каким образом?
— В 2021 году, по данным Федеральной таможенной службы, Россия продала за рубеж примерно 230 млн тонн сырой нефти на сумму $111 млрд. Средняя цена составила порядка $480 за тонну. Нефтепродукты — результат первичной переработки нефти, служащей сырьем для нефтехимии. За год на внешних рынках было реализовано 144 млн тонн различного российского горючего на сумму $70 млрд. В среднем цена составила $485 за тонну. В целом для отечественного экспорта более предпочтительно реализовать нефтепродукты, чем сырое «черное золото».
Существуют немалые различия в логистике. Самый легкий, то есть самый экономичный способ поставок — трубопроводный транспорт. Подобные маршруты широко используются для передачи больших объемов сырой нефти в европейские страны. Нефтепродукты же перевозятся в основном более затратными методами: по воде и железной дороге. Требования к условиям хранения, перевозки нефтепродуктов жестче и разнообразнее, чем для нефти.
— Насколько это чувствительная мера для нас – ценовой потолок на экспорт нефти и нефтепродуктов?
— Россия очень сильно почувствует вводимое в декабре 2022 года частичное эмбарго на продажу нефти в ЕС, а в марте 2023 года — нефтепродуктов. На Евросоюз приходится более половины экспорта «черного золота» и продуктов переработки. По подсчетам агентства Bloomberg, потери национального бюджета нашей страны рискуют достичь $22 млрд в год. В том числе примерно $12 млрд от этой суммы придется на сокращение трубопроводных поставок в Европу и $10 млрд — от запрета на экспорт в Старый Свет по морю. Сохранится доход около $6 млрд от остающихся вне эмбарго поставок нефти по южной ветке трубопровода «Дружба» в ряд стран Восточной Европы — Венгрию, Словакию и Чехию.
— Но пока точные параметры ценового потолка не утверждены. Можно ли оценить, на сколько сократится российский нефтяной экспорт в результате введения ценового потолка?
— Гипотетический «потолок» цен на российскую нефть, о введении которого постоянно говорят в ЕС и G7, нельзя не принимать в расчет. Неизвестно, будет ли он введен на практике, на каком уровне окажутся цены, присоединятся ли к нему другие страны. Ведь сами инициаторы предложения, прежде всего Великобритания, ЕС, США отказываются от покупок нефти в России. Непосредственно для них «потолок» неактуален. В тоже время, потенциальное сокращение продаж в европейские страны в натуральном выражении оценивается примерно до 2,5-3 млн баррелей нефти и 1,5 млн «бочек» нефтепродуктов в сутки.
— Сможет ли наша страна заместить эти выпадающие объемы нефтяного экспорта перенаправлением ресурсов в другие регионы? Прежде всего, в Азию — в Китай или Индию?
— Незадействованные резервные мощности основной российской экспортной трубопроводной магистрали в азиатском направлении, трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан», составляют 300 тыс баррелей в сутки. Еще примерно 200 тыс «бочек» ежедневно могут дополнительно поставляться в Азию по железной дороге. Это составляет примерно 20% от объемов сокращения поставок российской нефти на Запад.
Наращивание данной инфраструктуры потребует огромных вложений и очень длительного времени. Значимыми в данном плане могло бы стать увеличение морских танкерных перевозок. Здесь многое упирается в анонсированный ЕС и G7 запрет на продажу российской нефти по ценам, выше потолка, которым продолжает угрожать Запад. Его уровень может быть установлен в декабре. Мера заключается в запрете банкам, страховым компаниям обеспечивать страхование и финансирование движения танкеров, осуществляющих подобные перевозки. На рынке танкерных перевозок углеводородов ведущие позиции занимают европейские фирмы, в частности, из Греции, Кипра или Мальты. Страхование данных перевозок также в основном сосредоточено в руках европейских компаний. Для них запреты со стороны ЕС могут оказаться весьма значимыми.
— Что же сможет предпринять Россия в ситуации, когда нефтяной потолок из гипотетической угрозы превратится в реально действующий механизм?
— Наши первые лица уже не раз заявляли, что при введении лимита цен на продажу нефти, Россия попросту откажется от поставок в страны, присоединившиеся к данному соглашению. Азиатские, латиноамериканские и африканские потребители не подтверждают готовность соблюдать ультиматумы Брюсселя. Поэтому в случае введения Западом пресловутого потолка цен на наши энергоносители, на глобальном рынке образуется новая емкая ниша для перевозок, страхования, финансирования экспорта российской нефти. Вполне вероятно, что постепенно вопросы страхования и фрахта судов перейдут в руки новых потребителей нефти и газа из нашей страны. Возможно, проявят заинтересованность соответствующие структуры Китая, Индии, государств Ближнего Востока. Ведь стоимость данных услуг растет на глазах. В свою очередь, часть танкерного флота, подчиняющегося санкциям, может оказаться невостребованной. Возможно, это будет содействовать процессам передачи танкеров под другие юрисдикции, что опять же даст нам дополнительные возможности по их использованию.
Многое будет зависеть и от спроса на сырье, определяемого динамикой экономической активности в мире. Правда, здесь также может возникнуть вопросы, поскольку крайне высока вероятность наступления рецессии и торможения экономики на экономически развитых торговых площадках планеты.
В любом случае, полностью заместить поставки в Европу нефти и нефтепродуктов новыми направлениями вряд ли удастся. Речь может идти о компенсации примерно от половины до двух третей выпадающих физических объемов.