Россия наращивает морскую перевалку нефти для сокращения транспортных расходов
Китай и Индии приняли от России объемы нефти, высвободившиеся на фоне западных санкций. Сохранение экспорта сопровождалось удлинением маршрута и повышением транспортных издержек. Экономить помогает перевалка топливного сырья между судами, пишут в статье «ИнфоТЭК» Александр Титов и Алексей Громов из Института энергетики и финансов.
Поставка груза в обе стороны между Северной Европой и Северо-Западными портами РФ занимала 7 дней. Столько же времени требовалось на рейс в Болгарию из Азово-Черноморского бассейна. Направленному на запад Индии судну, вышедшему из Арктического или Балтийского российского порта, понадобится 61 день, чтобы проплыть туда и обратно. Рейс в Китай занимает от 100 дней.
В целом, Громов и Титов отметили трехкратное увеличение торгового пути от основных российских терминалов. В январе 2022 г. он уступал 3 000 миль, указали журналисты pronedra.ru на приведенные экспертами данные. Годом позже маршрут превысил 9 000 миль.
Применение вместительных танкеров VLCC стало более рентабельным в условиях новой логистики. Нефть на них стали поставлять за счет перевалки между судами (STS), учитывая ограниченную способность портов РФ принимать «гигантов». Меньшие танкеры, вроде Suezmax и Aframax, привозят топливное сырье на точку в Средиземном море или другом регионе, где ее перегружают отправляют конечному потребителю.
Эксперты отметили, что STS-перевалка обходится дешевле фрахта танкеров ледового класса. В январе таким образом поставлялось 579 000 баррелей нефти в сутки.