Россия не боится войны с ВТО, развитие гражданской авиации в национальном приоритете
Среди российских экспертов и просто «сопереживающих»,по поводу и без, разгорелась не шуточная дискуссия: за чей счёт «гуляет» проект МС-21?
Среднемагистральный авиалайнер МС-21-300. Взято из открытых источниковСреднемагистральный авиалайнер МС-21-300. Взято из открытых источников
А из диспута, завязавшегося на всех уровнях, вытекает следующий насущный вопрос: какое будущее ожидает « БЕЛУЮ НАДЕЖДУ» отечественной авиации в связи с санкционной политикой против России?
Правительство России, несмотря на «международные распри» авиастроительных гигантов, принимает решение о государственной поддержке развития гражданского авиастроения. В планах государства в ближайшие десять лет построить более 700 новых самолётов и вертолётов разных классов.
Учитывая недавние судебные разборки между компаниями Airbus и Boeing, по поводу государственных преференций этих компаний, что запрещено правилами ВТО, то действительно интересны действия российского правительства, так открыто, не маскируясь, решившего поддержать отечественную авиационную отрасль.
Вроде бы надо радоваться, что Россия наконец-то перестала смотреть на Запад и стала ориентироваться в первую очередь на решение своих внутренних проблем, особенно в авиационной отрасли.
Но тут же возникли споры по поводу того, откуда деньги и целесообразно ли они вкладываются. Посыпались обвинения в сторону правительства в том, что деньги якобы «отрезаны» от финансирования армейской авиации, а именно не будут дофинансированы ВКС РФ.
По мнению отдельных экспертов, выделяемое финансирование в размере 1,84 триллиона рублей, вообще излишне избыточно, а то и губительно для российских реалий.
Какие сегменты гражданской авиации собираются всё же финансировать и откуда взялись такие «баснословные» деньги?
Магистральную линию развития пассажирских авиакомпаний России вычерчивает президент страны и федеральное правительство. В авиатранспортной отрасли самой большой в мире страны главную роль в развитии отдали авиапромышленности, а перевозчикам отдана роль второстепенная.
МС-21— самый современный пассажирский авиалайнер, ориентированный на самый массовый среднемагистральный сегмент авиаперевозок, с максимальным расстоянием полёта до 6000 км.
В рамках программы производство самолётов двух модификаций:
МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Российский лайнер составит достойную конкуренцию таким мировым гигантам как: Boeing 737 MAX (США), Airbus A320neo (Франция), Bombardier CS300 (Канада) и Comac C919 (КНР).
На данный момент количество авиалайнеров иностранного производства в авиапарках российских перевозчиков в подавляющем большинстве. Но учитывая, что авиапарк в основной своей массе составляют лизинговые машины (который можно прервать), а государство планирует к середине 2020-х годов темп строительства 72 самолёта МС-21 в год, так что ситуация на внутреннем рынке более чем благоприятная.
Также в ближнемагистральном сегменте перевозок господдержку получит «Sukhoi Superjet 100» — вместительностью от 87 до 120 пассажиров на дальность 3050-4600 км.
Ближнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер «Sukhoi Superjet 100». Взято из открытых источниковБлижнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер «Sukhoi Superjet 100». Взято из открытых источников
Также в планах Ил-114-300, спроектированный с учётом особенностей эксплуатации в арктических и антарктических районах, обновлённое производство возобновлено в 2019 году.
Он предназначен для коротких взлётно-посадочных полос, от 1300 м, конструктивно автономен от наземных источников питания, позволяя использование самолёта в мало оборудованных аэропортах, что значительно расширяет географию его применения.
Турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт Ил-114-300. Взято из открытых источниковТурбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолёт Ил-114-300. Взято из открытых источников
Региональной «рабочей лошадкой» выбран лёгкий многоцелевой однодвигательный самолёт «Байкал» (ЛМС-901). Температурные условия эксплуатации от -55 до +50 °C.
Дистанция его взлёта 200-220 м, скорость до 300 км/ч на высоте до 3000 м, вместимость около 9 человек (при обычных не экстренных условиях эксплуатации).
Лёгкий многофункциональный самолёт на девять пассажиров «Байкал». Взято из открытых источниковЛёгкий многофункциональный самолёт на девять пассажиров «Байкал». Взято из открытых источников
В рамках правительственной программа перед корпорацией «Ростех» поставлена задача разработки 5 новейших моделей многоцелевых вертолётов.
Общее количество произведённых гражданских летательных аппаратов к 2030 году должно составлять 735 машин.
Как видно из вышеизложенного, авиационная отрасль будет щедро «одарена» финансовым потоком во всех нишах, кроме дальнемагистральной, о ней отдельный разговор. Хочется лишь упомянуть, что в 2021 году должна пройти сборка совместного российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929.
Что до претензий разного рода, вдруг внезапно радеющих за армию «либеральных экспертов», утверждающих о недофинансировании ВКС РФ из-за гражданской авиации, так вот, как обстоят дела на самом деле.
Финансирование гражданской авиации произойдёт по следующей схеме:
- 1,59 трлн. рублей — из фонда национального благосостояния (ФНБ);
- 244 млрд. рублей — из госбюджета.
- при этом уже к 2030 году государство вернёт 450 млрд. рублей в виде налогов.
Согласитесь приятно, что деньги ФНБ пойдут именно на улучшение качества обслуживания именно российских граждан, которые заслуживают право пользоваться безопасной и качественной авиацией. И главное, деньги не пойдут опять на какие-то «картинки» в виде ценных бумаг иностранных, совершенно недружественных России государств, или на их валюту.
Конечно в результате пандемии спрос на заказы в мировом авиастроении очень упал. Конкурировать России придётся с мировыми гигантами в очень непростое время, да и санкции не исчезли, а исчезнут ли вообще …
Но есть рынок СНГ, а также немалое количество стран, которые Запад окрестил «изгоями» за непокорность (например, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Иран).
Что стоит сказать в заключении. Россия на правильном пути в плане возрождения мирового авиационного лидерства. Западные авиастроительные гиганты давно «наплевали» на нормы ВТО и получали различную поддержку от своих государств. Судебные тяжбы ничего не решили — у всех «рыльце в пушку».
Ориентироваться необходимо на свои национальные интересы. А попытки пятой колонны доказать неправильность и несправедливость действий правительства в части финансирования, необходимо тщательно проверять и анализировать, времена нынче сложные и ответственные.