Россия не является топливной утопией
Наверное, нет ни одной страны в мире, где бы эмоции не вызывали цены на топливо. Эта тема часто попадает на передний план средств массовой информации, регулярно посещает уста политиков и царит в светских беседах. В то время как в государствах-импортерах нефти тема колебаний цен на топливо часто справедливо объясняется ценами на нефть на мировых рынках или курсовыми различиями, в случае стран-экспортеров нефти эта тема гораздо сложнее. Как это выглядит в России?
Россия — один из крупнейших экспортеров нефти. В 2020 году было добыто 512,6 млн тонн нефти, из которых 232,5 млн тонн было экспортировано. Остальное было потреблено на внутреннем рынке.
Однако 2020 год был годом многих аномалий, в том числе и на рынке углеводородов, поскольку из-за низких цен на нефть на рынках российские нефтяные компании переориентировались на поставку топлива на внутренний рынок. Об этом свидетельствуют данные о доле экспорта сырой нефти, добываемой в России. В 2019 году доля экспорта по отношению к производству составила 47,3 процента, а в 2020 году это соотношение снизилось до 44,2 процента.
С самого начала 2021 года российский топливный рынок и власть имущие опасались риска повторения нефтяного кризиса 2018 года. Затем из-за значительного роста цен на нефть на мировых рынках резко выросли оптовые и розничные цены на топливо на российском рынке. Эта ситуация вкупе с повышением ставки НДС с 18 до 20 процентов вызвала волну социальных волнений. Этот элемент особенно беспокоит Кремль, особенно во время приближения местных, парламентских или президентских выборов. Осенью 2021 года выборы в Госдуму пройдут в России, что, несмотря на более слабые результаты опросов правящей партии «Единая Россия», побуждает Кремль отреагировать еще больше.
С января по 17 марта оптовые цены на топливо выросли на 18,5%, и аналитики российского топливного рынка считают, что это еще не конец. По расчетам Независимого топливного союза, до конца этого года розничные цены на топливо вырастут значительно ниже инфляции — на 14 процентов.
В чем причина роста цен на топливо в России?
Ответ, наверное, очевиден — это связано с ростом цен на нефть. Но в отличие от других стран, это не связано с тем, что нам приходится покупать это сырье по более высокой цене. В случае российских компаний розничный рынок топлива регулируется. Это означает, что рост цен на заправочных станциях очень ограничен. В результате, чтобы увеличить свой доход, концерны предпочитают продавать свою продукцию (как переработанную, так и необработанную) за пределы России. В результате таких действий на очень поглощающем российском рынке наблюдается нехватка топлива для внутренних нужд. Это, в свою очередь, приводит к росту цен на оптовом рынке и, как следствие, на розничном рынке (но с некоторой задержкой). После неприятных событий 2018 года власти России решили ввести так называемый "Амортизатор".
"Амортизатор" предназначен для удержания цен на топливо в России примерно на одном уровне. Когда цены на нефть на мировых рынках высоки и опасения вызваны видением увеличения прибыли за счет экспорта, тогда российское государство возвращает нефтепереработчикам, работающим на внутреннем рынке, разницу между индексированной ценой (устанавливаемой в начале каждого года) и экспортной ценой. Это возмещение является формой обратного акциза. В том случае, если цены на нефть низкие (что было в первой половине 2020 года) и компаниям выгоднее продавать нефть местным НПЗ, то НПЗ платят более высокий акциз, который поступает в госбюджет.
Благодаря этому механизму россияне не ощущают падения цен на нефть на мировых рынках из-за снижения цен на заправках, но и, по крайней мере теоретически, не видят радикального роста цен на нефть. Теоретически, как показывает текущая ситуация, несмотря на срабатывание «амортизатора», компании по-прежнему предпочитают отгружать свое сырье на зарубежные НПЗ.
Проблема с механизмом — его ежегодная индексация на уровне пяти процентов. Это означает, что каждый год до 2024 года включительно (последний срок) компании получают меньшую «разницу». Однако такая индексация не соответствует росту цен на топливо на розничном рынке. По словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, такая ситуация делает розничную маржу АЗС все меньше и меньше, что означает рентабельность ведения этого сегмента бизнеса.
По данным Росстата, в 2020 году розничные цены на бензин выросли на 2,5 процента, а в 2019 году — на 1,9 процента.
Каков план правительства?
Чтобы сдержать рост объемов топлива в России, правительство России планирует реализовать ряд мер, которые стабилизируют рынок.
Первым делом нужно изменить «амортизатор» и то, как он ежегодно индексируется. Вместо постоянного пятипроцентного роста он должен основываться на реальном повышении розничных цен. В результате корпорации не проиграют от снижения уровня «компенсации» с каждым годом. Второй шаг к стабилизации ситуации — повышение уровня торговли топливом на бирже. Нефтяные компании не хотят продавать свою продукцию на фондовой бирже, потому что они могут заработать гораздо больше на стандартном оптовом рынке. Увеличение доли биржи в торговле топливом повысит доступность топлива для других участников рынка. Третий шаг Министерства энергетики — увеличение запасов топлива за счет заказа большего количества сырой нефти для переработки на нефтеперерабатывающих заводах. Это необходимо для обеспечения достаточного запаса топлива на период ежегодного весеннего ремонта на многих российских НПЗ.
По оценкам аналитиков Wygon Konsulting, в этом году правительство потратит до 40 миллиардов рублей (540 миллионов долларов) и 135 миллиардов рублей (1,8 миллиарда долларов) в 2022 году на дополнительную компенсацию. Минфин, который, как правило, протестует против поддержки топливной отрасли, в настоящее время положительно относится к вышеуказанным предложениям. Это связано со снижением финансового давления на бюджет из-за высоких цен на нефть на внешних рынках.
Вылечить или исцелить индустрию?
Действия властей не носят системного характера. Рынок по-прежнему очень чувствителен к колебаниям мировых цен на нефть. Важно отметить, что от изменений выиграют практически только крупные вертикально интегрированные компании, принадлежащие государству. С другой стороны, меньшие, независимые нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные компании, которые с большим трудом пережили потрясения 2020 года, проиграют. Чтобы оставаться на рынке, эти компании должны конкурировать с ценой на свою продукцию, не имея возможности компенсировать убытки на внутреннем рынке за счет экспортной выручки. Это очень усложняет положение многих из них.
Кроме того, еще одна жертва — владельцы заправок. Им приходится покупать топливо для своих станций по очень высоким оптовым ценам, а розничные цены еще не выросли. Это может привести к еще большему ужесточению рынка и его прессинга со стороны госкомпаний.
В 2020 году из-за низких цен на нефть нефтяные компании выплатили в госбюджет дополнительно 400 миллиардов рублей (5,3 миллиарда долларов). Это была крупная финансовая инъекция для испытывающего затруднения бюджета.