Россия остается без инженеров: одна из причин — деградация школьного образования

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Россия остается без инженеров: одна из причин — деградация школьного образованияСегодняСегодня36502 минРоссия остается без инженеров: одна из причин — деградация школьного образования

После начала СВО часть российского руководства осознала, что напрасно доверилась Западу и довела страну до потери технологического суверенитета. Действуя по принципу «мы им нефть и газ, а все остальное получим за нефтедоллары», руководство России не обращало должного внимания ни на сферу образования, ни на развитие промышленности, высоких технологий. Россия катастрофически отставала от развитых стран. Но пару лет назад все спохватились и стали активно поддерживать «своего» товаропроизводителя. Но и тут все быстро остановилось, наткнувшись на непреодолимые препятствия.

Когда стране потребовалось то, что невозможно купить на Западе, но из-за отсутствия этого Россия могла погибнуть, руководство спохватилось: надо что-то делать! Речь, конечно, идет о военной продукции, которую на заводах изготавливают слесари, токари, фрезеровщики, сварщики, словом, представители рабочих профессий, требующих специальной подготовки.

Оказалось, что система профтехобразования еле дышит, учиться на эти специальности никто не идет, зарплаты на заводах для них мизерные, технологии устарели… Кое-как удалось заткнуть дыры, но проблема далека от решения.

Еще хуже ситуация оказалось с обеспечением страны инженерными кадрами. Тотальная деградация промышленности привела к тому, что в стране отсутствуют и инженерные. Не только упал выпуск инженеров в вузах и значительно уменьшилось количество желающих получить эту профессию. Самое главное — до опасной черты упало качество школьной подготовки, без которой невозможно даже учиться на инженерной специальности в вузе.

В школах тотально не хватает учителей математики, физики, а о качестве учебно-методических комплексов вообще говорить не приходится.

«По инженерным направлениям — до 32%, а по некоторым направлениям — до 40% за время учебы студентов-инженеров теряется. Мы сейчас реализуем… исследование причин этой потери. Это огромный резерв, который не доходит до конца. Но второй резерв — это те, кто доходит до конца и получают диплом, защищают выпускную работу и трудоустраиваются. Наши исследования показали, что примерно только 75% из выпускников-инженеров работают на должностях, традиционно требующих высшего образования», — признался Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ.

Человеческие «потери» в процессе учебы среди студентов инженерных специальностей превосходят аналогичные показатели у педагогов (25%) и медиков (17%). В качестве одной из причин все называют падение качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин в школе за последние десятилетия. И без изменения ситуации с низкими учительскими зарплатами не сработают никакие «концепции по совершенствованию». Разве что будут очень привлекательны зарплаты молодых инженеров. И тогда лучшие ученики, хорошо освоившие математику, физику и т.д., посвятят себя инженерному делу, а не IT.

Так что, еще раз подтверждаем всем известное: войну выигрывает школьный учитель. И речь не только о поле боя, где стреляют и убивают. Глобальное соперничество сегодня переместилось в сферы технологий. И тут без инженерного «класса» никак не обойтись.

В свое время СССР в течение 10-15 лет сумел создать первоклассную школу инженеров, конструкторов. Современная Россия в течение такого же срока умудрилась почти все растерять.

Источник