Россия пригрозила Западу «развернуть» «Северный поток — 2» в сторону Китая
Запад обрушил новый фейерверк гнева в адрес «Северного потока-2». Как заявил американский президент Джо Байден по итогам своих очередных переговоров с канцлером Германии Олафом Шольцем, в случае начала боевых действий России на Украине в Европе «не будет никакого» газопровода. Лидер немецкого государства подтвердил позицию своего заокеанского коллеги. Ответ Москвы на такой демарш не заставил себя ждать: по словам постпреда России при ЕС Владимира Чижова, нашей стране по силам подыскать альтернативных покупателей для голубого топлива, если СП-2 так и не запустят в эксплуатацию.
Горячую новость о том, что первые лица США и ФРГ уже якобы договорились «остановить» СП-2, практически сразу остудила официальный представитель Белого дома Джен Псаки, заявившая, что введение новых санкций в отношении российского экспортного газопровода в настоящий момент вряд ли окажется эффективным.
Однако очевидно, что дыма без огня не бывает и слова постпреда Чижова косвенно подтверждаются: Россия не исключает альтернативных маршрутов экспорта своего газа. Этот тезис закрепляется реальными фактами и даже заключенными экспортными соглашениями. Еще в 2014 году «Газпром» подписал с China National Petroleum тридцатилетний контракт на поставки в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» 38 млрд кубометров голубого топлива в год. Буквально на днях с Пекином были заключены две дополнительные сделки, расширяющие годовые объемы экспорта до 48 млрд «кубов». Это немногим уступает мощности СП-2. Правда, для роста поставок необходимо построить вторую нитку газового маршрута в азиатском направлении. К ее созданию российская монополия собирается приступить только в 2024 году, а коммерческая эксплуатация трубы может быть осуществлена не ранее 2027–2028 гг.
Кроме того, новая восточная транспортная система скорее окажется на руку Китаю, чем России, поскольку продажа газа будет осуществляться по фиксированным контрактным ценам. В итоге стоимость тысячи кубометров вряд ли превысит $300, хотя в настоящее время котировки такого же объема на европейских биржах балансируют вокруг $1000.
Существуют и другие сырьевые экспортные направления, которым российские производители углеводородов собираются в ближайшем будущем уделять более пристальное внимание. В частности, есть проекты по поставкам сжиженного газа с ямальских месторождений в страны Латинской Америки — отгрузки углеводородов по этой дистанции реализуются уже не первый год. Впрочем, объемы, отправляемые по этому маршруту, пока незначительны. Дело в том, что перевозки сырья по западному отрезку Северного морского пути ведутся в ограниченном временном режиме, так как период судоходства в водах этого сектора Арктики начинается в июле и завершается в декабре. Разработать круглогодичную ветку планируют с 2024 года, однако пока нет понимания, какой объем грузоперевозок будет обеспечивать такая ледокольная проводка.
Серьезно заработать на иных сбытовых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона у нашей страны пока не получается. Как заявила весной прошлого года глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, монополия больше не рассматривает строительство трубопровода в Индию и не собирается создавать новую ветку в Японию, поскольку спрос на голубое топливо в этих государствах покрывается за счет менее капиталоемкого экспорта СПГ.
Как полагает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, запуск СП-2 в первую очередь нужен европейским потребителям, так как современный трубопровод повысит надежность энергоснабжения континента, а транзит через Украину является безальтернативным: газопроводная система Незалежной требует огромных инвестиций и сопряжена с геополитическими разногласиями экспортеров и импортеров.
Впрочем, упор на принцип «заработать не качеством, а количеством», кажется не вполне уместен. «Претендентов на российский газ, как справедливо отмечает Чижов, и в самом деле найдется изрядное количество, — замечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Вместе с тем даже благоприятные котировки «черного золота», которые служат основным универсальным индикатором для определения цен многолетних контрактов на поставку любого вида энергоресурсов, в частности в Китай, будут приносить России от $10 млрд до $15 млрд. А топливный экспорт, например, в Германию в тех же объемах при учете более экономичных затрат на транспортировку способен повысить доходную часть отечественного энергетического сектора до $30 млрд. В то же время уже построенный и готовый к пуску СП-2 по политическим причинам будет пролеживать пустым на дне Балтийского моря».