Россия простила старые долги, тем самым лишив своих граждан достойной пенсии
Старость — неизбежный финал в жизни любого гражданина в любой стране мира. И оттого, насколько жизнь на склоне лет будет материально обеспечена, можно судить об уровне социальной защиты, гарантированной человеку государством.
В России у большинства граждан крайне мизерные пенсии. Уже который год об этом обществом справедливо поднимается вопрос, но каждый раз власти утверждают, что и рады бы это сделать, да только казна пуста.
По мнению чиновников, чтобы в ближайшие десятилетия российские пенсионеры — и работающие, и неработающие — смогли получать добавку к пенсии в среднем 12000 рублей за год, и при этом пенсионный возраст не увеличивался, необходимо где-то дополнительно найти около 11 трлн. руб., по существующему курсу это около $150 млрд.
Это почти половина годового объёма доходов федерального бюджета — в 2021 году доходы бюджета ожидаются на уровне почти 19 трлн. руб. Шокируя общественность такими цифрами, власть пытается доказать обществу, что «не виноватая она».
Вот только так ли всё на самом деле обстоит? Получается, что заработать страна не может. За то простить или, попросту, подарить каким-либо странам их государственный долг перед Россией — может.
Примерно $150 млрд. новейшая Россия, по разным оценкам, простила долгов другим странам накопленных с советского периода. То есть, сегодняшние пенсионеры создавали в стране богатства, руководство СССР часть их раздавало в долг иностранным государствам, а российская власть за прошедшие 30 лет после распада Советского Союза широким и щедрым жестом их списала.
Получается, изъять ресурсы из развития экономики страны и уменьшить благополучие своих граждан простым росчерком пера — обычное для российской власти действо.
Среди наиболее крупных долгов, которые списывала Россия, обычно упоминаются, например, долги Кубы — вначале 2010-х было подписано соглашение, по которому Куба могла не возвращать России 90% от долга, составившего на момент подписания $35 млрд.
Регулярно списывались долги и африканским странам — более $20 млрд. C Ираком было заключено соглашение о поэтапном списании почти всего долга, который оценивался в $13 млрд.
Около $12 млрд. было списано Афганистану, более $11 млрд. — Монголии, КНДР — почти $11 млрд., Сирии — примерно $10 млрд., Вьетнаму — где-то $9,5 млрд. и т.д. Этот список можно продолжить, но по приблизительным оценкам, речь как раз и идёт о сумме в объёме $150 млрд. (11 трлн. рублей).
С чем ещё можно сравнивать такую сумму в 11 трлн. рублей? Например, из объяснений вице-премьера Татьяны Голиковой предполагалось, что благодаря повышению пенсионного возраста в предстоящие шесть лет страна сможет ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб.
То есть ежегодная прибавка должна будет составлять у среднестатистического неработающего пенсионера около 12 тыс. руб. Получается, что сначала власть списала долги, а теперь для осуществления неизбежных прибавок к мизерным пенсиям придумала реформу с повышением пенсионного возраста?
Для справки — численность граждан, получающих пенсию по старости, составляет в России, по данным Росстата, примерно 36 млн. человек: на начало 2018-го, до пенсионной реформы, было больше (36,3 млн.), на начало 2021-го стало поменьше (35,7 млн.).
Интересен ещё один вопрос — с какой такой радости Россия частично или полностью списывала или прощала долги. Российские власти утверждают, что по многим списанным кредитам были получены конкретные политические и экономические преференции.
Если это так, то почему до сих пор не возобновлено функционирование российских военных баз на Кубе (базы разведки в Лурдес) или военно-морской Камрань во Вьетнаме? В Ираке до сих пор базы США, там зародилось террористическая организация ИГИЛ, с которой до сих пор воюем в Сирии. Долги простили, а преференции где?
Россия списанием долгов африканским и азиатским странам как бы проплатила за ответную их лояльность. Ну и в каких странах Африки или Азии, кроме Сирии, присутствуют российские экономические и политические интересы? Китайские — на каждом шагу, про российские «ни слухом, ни духом».
За то спешно укрепляем бывшие среднеазиатские республики от возможного вторжения афганских талибов, или который год безуспешно боремся с северокорейскими браконьерами, орудующими незаконным рыбным промыслом в наших территориальных водах.
Судан также готов позволить соорудить на своей территории российскую военно-морскую базу, вот только никак не определится — что за это «содрать» с России и как надолго к ней «присосаться». Получается, что если с Хартумом удастся договориться, то уж точно ни о каком повышении пенсий мечтать не придётся.
Списание Россией безнадёжных долгов развивающихся стран не приносит политические дивиденды и вряд ли отвечает её экономическим интересам.
Если российская власть действительно радеет о благополучии своих граждан и хочет эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы, то логичным и естественным действием с её стороны станет прекращение политического кредитования сомнительных режимов в развивающихся странах.
Если эти средства использовать внутри страны, то они позволят создать рабочие места, что само по себе подстегнёт российскую экономику, создав дополнительные поступления в казну.
А это в свою очередь, позволит не просто закрыть дырки в бюджете и Пенсионном фонде, а ещё и получить постоянный источник дохода, который предотвратит само появление этих дыр в будущем.