Россия становится хозяйкой Балтики – три ее морских порта переваливают грузов больше, чем все порты Прибалтики
После развала Советского Союза Россия оказалась в довольно сложном положении – практически все значимые морские порты, через которые шел основной поток экспортных грузов, оказались за рубежом, в основном в Прибалтике.
Исторически так сложилось, еще со времен Российской империи, что значительная часть экспорта шла через порты Прибалтики. Да, был Санкт-Петербург, но в одиночку он не мог бы справиться с таким потоком грузом. Плюс ко всему в значительной степени он вместе с Кронштадтом был военно-морским портом.
После развала СССР России на протяжении многих лет приходилось платить прибалтийским республикам значительные суммы за транзит своих грузов.
Мало того, что это снижало рентабельность торговли, так еще РФ фактически финансировала недружественные ей государства.
В силу ряда экономических причин, попросту говоря – денег на модернизацию морских гаваней не было, Россия откладывала задачу. Но бесконечно долго это продолжаться не могло и около 10 лет назад началась масштабная модернизация как морских портов, так и всей окружающей их инфраструктуры – это автомобильные, железные дороги, энергетическая составляющая, склады и многое другое.
Порт Усть-Луга. Уже сегодня его масштабы поражают, а что будет когда он выйдет на проектную мощность? (фото из открытых источников)Порт Усть-Луга. Уже сегодня его масштабы поражают, а что будет когда он выйдет на проектную мощность? (фото из открытых источников)
В случае с портом Усть-Луга Россия начинала фактически с нуля – еще десять лет назад на месте порта ничего не было.
А сегодня Усть-Луга самый мощный порт на Балтике. По своему грузообороту (за 2020 год) он стоит наравне с 5 морскими портами стран Балтии – Таллинном, Ригой, Лиепаей, Вентспилсом и Клайпедой. В прошлом году через порт прошло 102,6 млн. тонн грузов. И это не предел – в течение ближайших трех лет порт должен выйти на плановые показатели в 180 млн. т.
Всем прибалтийским портам Литвы, Латвии и Эстонии понадобится почти два года работы чтобы достигнуть таких показателей. За минувший год через них прошло 112,2 млн. т. Через пять портов!
Но не надо забывать, что у России на Балтике в Финском заливе есть еще два мощных порта – это Приморск с грузооборотом в 49,3 млн. т и Санкт-Петербург 59,9 млн. т.
Санкт-Петербург -ворота России в Балтику. С этого порта все и начиналось(фото из открытых источников)Санкт-Петербург -ворота России в Балтику. С этого порта все и начиналось(фото из открытых источников)
Суммарно российские порты переваливают грузов в два раза больше, чем все прибалтийские. При этом надо учитывать, что это показатели прошлого года – в 2021 году показатели прибалтов будут еще ниже.
Во-первых, Россия снижает свой грузопоток через эти страны. Во-вторых, с этого года тоже самое делают Белоруссия, Казахстан и Китай. В-третьих, Россия продолжает модернизацию своих балтийских портов. В-четвертых, в статистическую отчетность не внесены показатели потов Балтийск и Высоцк, которые развиваются такими же высокими темпами как и Усть-Луга.
В Прибалтике тем временем думают, как спасти свои порты. Евросоюз уже отказался помогать, а своих денег у прибалтов нет. Пытались было у России выпросить грузов хоть немножко, но Россия ничего не ответила.
Сегодня Литва предлагает сделать Клайпеду морскими воротами на Балтике для Украины и Турции. Правда, на Украине и Турции еще не знают какой им готовят «подарок», да и вряд ли там его примут – все-таки даже у Украины на Черном море успешно работают 13 морских портов и у нее нет никакого желания перенаправлять грузопотоки лишь для того, чтобы спасти порт Клайпеда.
Порт Вентспилс, Латвия (фото из открытых источников)Порт Вентспилс, Латвия (фото из открытых источников)
Еще несколько лет и на Балтике, уж в восточной ее части точно, будет безраздельно властвовать Россия. Основные грузопотоки пойдут именно через российские порты, на долю прибалтийских останется лишь местная торговля в границах Евросоюза.
Таким образом, республики Прибалтика из-за своей не самой разумной внешней политики уже через несколько лет могут потерять статус морских держав.
А вы как думаете – когда порты стран Балтии прекратят свое существование?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.