Россия возродила советскую легенду в новом исполнении. Ту-160М – новая ступенька стратегической авиации
Сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» имеет огромное значение для России. Его создали еще в советское время, но до сих пор никто не создал вооружение, равное ему. С его разработкой, совершенствованием и испытаниями часто возникали трудности. Но все сложности удалось успешно преодолеть.
Проблемы с производством Ту-160
Когда СССР распался, наша страна потеряла производственные мощности, на которых строили Ту-160. Главный завод, который изготавливает двигатели для бомбардировщика, находится в Казани, а вот большое количество производств разных комплектующих раскиданы по другим государствам, и больше не принадлежат нам.
Многие из них вовсе прекратили свою деятельность и закрылись. А без них очень трудно было воплотить в реальность задумки разработчиков, реализовать даже самые базовые функции управления Ту-160. Поэтому власти начали наращивать производственные мощности на российской территории.
Это необходимо не только для того, чтобы модернизировать «Белый лебедь», но и поддержать реальную боевую силу военной авиации. Целых 20 лет ушло с момента разработки бомбардировщика: закончить его создание и запустить серийное производство удалось только в конце 1980-х годов.
Такой большой период был обусловлен не только с потерей производств после распада Советского Союза, но и тем, что наша страна серьезно отставала от остальных государств в плане изготовления бортового оборудования.
Поэтому вплоть до 2005 года Ту-160 не могли полноценно модернизировать, а его испытания проходили на «спущенных тормозах».
Толчок к возрождению производства Ту-160
В 2005 году президент РФ Владимир Путин издал указ, в котором обязал обеспечить ВВС страны стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами. С той поры начали наиболее активнее решать все проблемы, связанные с модернизацией Ту-160. Важно было быстро принимать меры, это требовала и внутренняя обстановка в стране, и международная, особенно вторая война с Чечней.
Когда производство было завершено, Владимир Владимирович лично участвовал в полете на сверхзвуковом самолете, в процессах запуска ракеты, дозаправки в воздухе и иных испытаниях.
Но эксперты говорят, что на тот момент «Белый лебедь» еще не пребывал в отличном боевом состоянии. Несмотря на это, Путин публично заявил, что ВВС РФ оснащены мощными стратегическими бомбардировщиками. Это было сделано, чтобы показать иностранным партнерам политическую силу страны.
В 2006 году Ту-160 поступил в распоряжении военных, хотя основные цели разработчиков так и не были достигнуты. Самолет мог удовлетворять потребности ВВС, но лишь с использованием обычного оружия, а модернизацию его бортового оборудования воплотить не смогли.
Новая версия Ту-160М
Останавливать работу над модернизацией «Белого лебедя» не планировалось. К 2014 году разработали обновленную версию Ту-160. Заменили радар, бортовое оборудование, выполнили все задачи, которые поставил президент на первом этапе совершенствования бомбардировщика.
В 2015 году российский министр обороны Сергей Шойгу публично заявил о возобновлении производства «Белого лебедя» и планах передать ВВС РФ более 50 новых самолетов. И спустя два года изготовление бомбардировщика действительно восстановили.
А еще через несколько лет запустили производство новой версии самолета – Ту-160М. Эта модель уже удачно прошла производственные и эксплуатационные испытания. Это очень важное событие для России, так как подтверждает, что у нашей страны есть отличный потенциал в плане создания стратегических бомбардировщиков.
Стоит заметить, что сейчас идет разработка еще одной модели бомбардировщика-ракетоносца – «ПАК ДА». Пока идет ее активная подготовка к массовому выпуску, самолеты Ту-160М будут главной опорой для ВВС РФ.