Россия забирает у Прибалтики весь белорусский транзит. Ушел бензин, следом уйдут удобрения и лес
Еще полгода назад в Прибалтике никто не верил, что Беларусь начнет возить свои грузы к морю, минуя порты Литвы и Латвии. Но в феврале это случилось – в Россию пошли белорусские нефтепродукты, а сейчас по тому же маршруту готовы последовать удобрения, лес. В Прибалтике же тем временем лихорадочно ищут новые страны транзитеры.
Странам Прибалтики уже в самое ближайшее время необходимо найти замену российскому и белорусскому транзиту, иначе последствия будут катастрофическими.
На первый взгляд потеря 3-5 % ВВП, а именно во столько оценивается грузовой транзит, не столь велика. Но это лишь на первый взгляд.
В случае с транзитом начинает работать принцип «Домино» — падает одна позиция и за ней рушатся все остальные.
Как только Россия увела свой транзит из Прибалтики, тоже самое сделали Беларусь, Казахстан и сегодня делает Китай. Для Прибалтики это не просто большие – это огромные потери.
Хуже всего для прибалтов то, что Россия и Беларусь показывают всем, что произошла не просто временное перенаправление грузов, а начал строиться устойчивый и долговременный транспортный коридор.
Для начала был подписан договор на транспортировку 10 миллионов тонн нефтепродуктов, но уже первый месяц его действия показал всем, что перевозить можно гораздо больше. И все это без потери времени и качества.
Если до этого момента белорусская сторона еще думала, то к началу апреля там поняли – в обход Прибалтики можно пускать и удобрения, которых Белоруссия экспортирует очень много. Это будет еще более выгодно делать через свой терминал, разрешение на строительство которого Россия уже фактически дала.
Вслед за удобрениями через Россию пойдут белорусский лес и продукты его переработки: пиломатериалы, бумага, картон и многое другое, продукция химической промышленности. Все в сумме это дает огромные объемы, сотни миллионов евро, которые могли бы получать Литва и Латвия.
От этих прибалтийских республик уходит многолетний, надежный и, главное, платежеспособный клиент. Но винить в этом прибалты могут только себя. К такому результату их привела антироссийская и антибелорусская политика.
В этих условиях Литва уже начала искать новую страну транзитера. И даже вроде бы нашла – это Турция. Литва хочет стать точкой по перевалке турецких грузов в Скандинавию.
Но этот путь сопряжен со многими сложностями. Литве придется договариваться о транспортных коридорах с Болгарией, Румынией, Украиной. Согласятся ли они на это, а главное – согласится ли Турция?
Турция вполне довольная нынешней дорогой в обход Европы и при этом у нее есть вариант отправлять грузы в скандинавские страны через… Россию, у которой на юге отлично работает самый крупный ее порт Новороссийск. Уверен, Турция согласится на это, если Россия предложит такой вариант.