Россия — «злой гений» африканских пиратов. Они опять хотели взяться за старое, но тут появился «Вице-адмирал Кулаков»
В свете массы напастей, выпавших в последнее время на население Земли, мы совсем забыли о сомалийских пиратах. А ведь каких-то десять лет назад эта тема не сходила с первых полос газет. В 2010 году доход пиратов составил более 250 млн долларов, и это только официальная статистика. Многие судовладельцы решали вопросы с босоногими морскими разбойниками кулуарно, и выплачивали выкуп за сухогрузы и танкеры, не привлекая внимание компетентных органов и широкой общественности. Это были счастливые времена, когда Россию ещё не обвиняли во всех земных грехах. Интерпол тогда подозревал в сговоре с пиратами транснациональные страховые компании, Испанское национальное радио открыто обвинило в тайных отношениях с сомалийцами отдельных британских политиков и бизнесменов. Но «российского следа» никто не искал. Многим даже нравилось, как наши военные моряки закрывают проблемы с этой беспринципной и крайне опасной шпаной.
Спад пиратства начался по приходу в район Африканского рога нескольких военно-морских миссий: из НАТО, Индии, России и ряда других стран. Пожалуй, самый резонансный случай в их антипиратской эпопее случился именно с российским военным кораблём — БПК «Маршал Шапошников». Он, по сигналу бедствия, пришёл на выручку танкеру «Московский университет» с нашим экипажем. В начале мая 2010 года пираты предприняли атаку на судно в злополучном Аденском заливе. Героическая команда почти двадцать часов не давала пиратам захватить полный контроль на танкере, а потом к месту действия прибыли российские морпехи с «Шапошникова». Трудно теперь доподлинно сказать, каким образом они тогда увещевали пиратов. По официальной версии, их отпустили восвояси, вместе с телом их капитана, по африканской горячности решившего, что обстрелять из ржавого «калаша» российский военный вертолёт — это хорошая идея.
Сетевые ресурсы пиратов тогда были полны стенаний о том, что никого российские моряки не отпускали, а попросту расстреляли утлый пиратский баркас из пулемётов. Никто из сомалийских «джентльменов удачи» в итоге до берега не доплыл. Левые европейские правозащитники долго морщились, но ограничились лишь редкими замечаниями о том, что пират — тоже человек. Широкая публика, в основном, рукоплескала российским морским пехотинцам. Пиратские «бароны» тогда громко грозились расправляться со всеми россиянами, однако угроз своих так и не исполнили. Одно дело захватывать мирные суда, с готовыми раскошеливаться судовладельцами и покорными экипажами, и совсем другое — иметь встречу с неласковыми крепкими парнями в чёрных беретах, из холодной России.
Общими усилиями пиратство тогда удалось изрядно придавить. В 2012-13 гг. сомалийские пираты не смогли захватить ни одного коммерческого судна. И кстати, именно после жестких действий спецгруппы с БПК «Адмирал Шапошников», применение оружия и огонь на поражение стали в подобных ситуациях нормой. Пиратство резко пошло на спад, но при этом, не было искоренено, как явление. Этим выгодным, хоть и опасным промыслом стала активно заниматься гопота из Нигерии, Эфиопии и ряда других африканских стран. Количество резонансных захватов уменьшилось в разы, но они не исчезли совсем. Последняя крупная попытка произошла 24 октября текущего года. Пираты на быстроходном катере попытались взять на абордаж панамский контейнеровоз «Люсия» в Гвинейском заливе. Экипаж подал сигнал бедствия, и надо же было такому случиться, что ближайшим военным кораблём к «Люсии» оказался российский БПК «Вице-адмирал Кулаков». Пираты бежали, едва завидев российский вертолёт с «Кулакова». Повторить судьбу своих незадачливых коллег из Адена они явно не желали. А доплыли ли нигерийские «джентльмены удачи» до берега, или нет, это уже вопрос везения. Жалеть о них никто не будет.