Россияне начали экономить на еде из базовой корзины. Ритейлеры трясут деньги из поставщиков

Российские потребители переходят на сберегательную модель поведения и экономят в том числе на продуктах питания, сообщили «Коммерсанту» источники на рынке розницы, в том числе в федеральных торговых сетях.

По словам одного из собеседников издания, из-за «экономических реалий» ритейлеры испытывают проблемы с продажами и вынуждены сдерживать цены «на полке». Это, в свою очередь, приводит к падению рентабельности: в этом году у крупнейших розничных сетей она может опуститься до исторического минимума — 1,7–1,9%, по прогнозу «Infoline-Аналитики».

«Сегодня продажи в штуках сокращаются», — подтверждает проблемы на рынке прододовольствия Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз», куда входят более 450 производителей и поставщиков продуктов питания.

Чтобы сэкономить на еде, потребители все чаще наведываются в жесткие дискаунтеры, которые продают самые дешевые товары с максимальным скидками. Выручка таких магазинов («Светофор», «Чижик», «Доброцен») выросла на 27% год к году — рекордно среди всех продуктовых ритейлеров, согласно статистике Infoline.

Из-за инфляции, которая даже по официальным данным с начала СВО превысила 40%, две трети потребителей стараются найти скидки и акции, а 58% сознательно отказываются от определенных товаров, которые приобретали раньше, показало исследование «Ромира».

Помимо этого, 57% пытаются найти аналоги в более низких ценовых категориях, а около половины выбирают для покупок магазины низких цен или вовсе стараются пореже ходить за покупками.

В этой ситуации федеральные торговые сети стали предлагать поставщикам компенсировать недополученный розницей доход, пишет «Ъ». Речь может идти о необходимости согласиться со штрафами, снизить цены, предоставить скидки или провести иные выплаты, отметили в Палате поставщиков. При этом размер компенсаций варьируется от одного до сотен миллионов рублей.

Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов говорит, что поставщики могут отказаться от требований торговых сетей, но для них это чревато сокращением ассортимента на полке или полным разрывом отношений с ритейлером. «С учетом долей лидеров рынка быстро найти альтернативные пути продажи почти невозможно», — подчеркнул источник «Коммерсанта» среди поставщиков.

При этом ритейлеры чаще ведут переговоры с поставщиками продуктов из базовой корзины, сказал другой собеседник «Ъ». По его словам, если товар не обеспечивает минимальную рентабельность, целесообразность его присутствия на полке снижается.

Россияне стали меньше пить молока и есть сыра из-за взлета цен

В России резко снизился спрос на молочные продукты: с января по июль продажи стерилизованного молока сократились на 10,8% год к году, сливочного масла и маргарина — на 10,7%, а ряженки — на 6,6%. Также было продано на 6,1% меньше плавленого сыра, на 5,8% — простокваши, на 4,3% — кефира, на 3,4% — сметаны и на 2,5% — сливок. Это следует из данных исследовательской компании Nielsen, которые приводят «Известия».

Два топ-менеджера в крупных торговых сетях объяснили снижение продаж резким ростом цен, который произошел из-за подорожания сырого молока более чем на 25% в 2024 году. Согласно данным Росстата, в январе—июле этого года средняя розничная стоимость сливочного масла выросла на 34% и составила 1218 руб. за 1 кг, сметаны — на 22% (до 355 руб. за 1 кг), пастеризованного молока жирностью 2,5–3,2% — на 22% (до 95 руб. за 1 л), сливок — на 21% (до 373 руб. за 1 л), а сыров — на 19% (до 947 руб. за 1 кг). При этом уже выросшие цены — это не предел: один из топ-менеджеров сообщил «Известиям», что несколько производителей уже уведомили торговые сети о повышении стоимости продукции еще на 10–15% с 15 сентября.

Себестоимость производства сырого молока также продолжает расти: за первые семь месяцев 2025-го она прибавила 6–7% год к году, отмечает первый заместитель гендиректора УК «Русмолоко» Станислав Фролов. Значительную долю в структуре производства молока занимают расходы на корма, которые из-за непогоды подорожали почти в два раза, говорит гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Также на 40% увеличились расходы на энергоресурсы, обслуживание оборудования и другие операционные затраты, в том числе затраты на медикаменты и ветпрепараты выросли на 13%, оплата труда — на 7–10%, пояснил Недужко.

Вместе с тем, по данным «Союзмолока», выпуск цельномолочной продукции в январе—июле составил 7,09 млн тонн, что на 0,3% меньше, чем за тот же период годом ранее. В частности, производство питьевых сливок сократилось на 8,5%, до 189,8 тыс. тонн, сыров и сырных продуктов — на 2,2%, до 602,1 тыс. тонн. Однако выпуск сливочного масла вырос на 3,4%, до 201,9 тыс. тонн.

В Минсельхозе отметили, что по итогам прошлого года рентабельности отрасли молочного животноводства без учета субсидий составила более 28%, что выше среднего по отрасли. В первом полугодии, по данным министерства, производство сырого молока в хозяйствах всех категорий было на уровне 16,9 млн тонн, а средний надой на одну корову в сельхозорганизациях увеличился на 4,5% год к году. Рост сырьевой базы позволяет наращивать производство переработанной продукции, заключил представитель Минсельхоза.

На этом фоне власти планируют… маркировать колбасу

Минпромторг РФ предложил добавить в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, мясные изделия, включая мясные субпродукты и продукты из мясного жира, находящиеся в потребительской упаковке. Согласно постановлению правительства введение обязательной маркировки будет поэтапным и начнется 1 марта 2026 года с подключения субъектов к системе «Честный знак». С 1 августа должен начать действовать обязательный учет мясных продуктов, с 1 октября — обязательная маркировка колбасных изделий. Поэкземплярный учет мясной продукции в системе маркировки будет введен, как ожидается, с 1 марта 2028 года, сообщили в пресс-службе Минпромторга.

Из-под обязательной маркировки планируется исключить мясные изделия на развес или упакованные на предприятиях розничной торговли, а также питание для детей возрастом до 12 месяцев в консервах. В пояснительной записке приводятся данные Высшей школы экономики (ВШЭ) о высокой доле незаконного оборота мясных продуктов на российском рынке, которая за 2024 год составила 18%. В Минпромторге заявили, что маркировка поспособствует «сокращению объемов» мясного контрафакта в России, а также даст гражданам «возможность получить всю необходимую информацию о товаре, проверить его на предмет легальности нахождения в обороте» и пожаловаться в случае обнаруженных нарушений.

Маркировка продуктов питания и непродовольственных товаров в РФ началась в 2019 году. Система уже распространяется на икру, растительные масла, консервную и бакалейную продукцию, молоко и молочку, сладости и другие кондитерские товары, пиво, шубы, шины, духи, фотоаппараты и ряд других позиций. Декларируемая цель этой процедуры — обеспечение качества и безопасности продукции, а также прозрачность при ее отслеживании.

Маркировка проводится через систему «Честный знак», разработчиком которой является частично принадлежащая охраннику миллиардера Алишера Усманова компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). По данным за 2023 год, ЦРПТ заработал более 24 млрд рублей на сборах с бизнеса за маркировку товаров.

В Центре заявляли, что система помогла сократить долю контрафакта в обуви на 71%, в легкой промышленности — на 36%, в парфюмерии — на 43%. Однако базой для таких выводов являются данные ФНС о росте налоговых поступлений, в то время как отраслевые ассоциации по-прежнему сообщают о высокой доле подделок.

Как сообщали «Известия», регистрационные документы в «Честный знак» можно приобрести онлайн, что позволяет получить маркировку даже на поддельную продукцию. Вместо официальных 50 копеек за код цена на черном рынке составляет 3-15 рублей. За 13,5 тыс. рублей можно купить торговую декларацию от аккредитованной лаборатории — без проверки происхождения товара и его качества.