Российские ЧВК в Ливии показали «свою» авиацию
Появились доказательства размещения в Ливии военных самолётов российского производства, используемых силами мятежного маршала Халифы Хафтара. Фотографии истребителей, вылетевших с авиабазы ливийских ВВС «Джуфра», опубликованы в Сети, в группах, близких к российским частным военным компаниям. Ранее о прибытии в страну современной авиации сообщило Командование армии США в Африке. Для чего ЧВК в Ливии понадобились истребители?
В Ливии продолжается гражданская война между правительством страны и Ливийской национальной армией во главе с маршалом Халифой Хафтаром. Линия фронта, которая проходит по окраине города Сирт, остаётся практически неизменной на протяжении последних месяцев. Правительственные силы не решаются на штурм города, в то время как войска Хафтара используют временное перемирие в свою пользу.
Весной 2020 года Ливийская национальная армия была отброшена от ливийской столицы Триполи. Перелом в битве за город случился после того, как силы правительства получили военную поддержку из Турции. Беспилотники турецкого производства нанесли тяжёлые потери войскам Хафтара и вынудили их отойти от Триполи. При отступлении под удар попали подразделения частных военных компаний (ЧВК), которые активно участвовали в боях за город.
Ливийские правительственные источники показали фотографии нескольких уничтоженных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1Э», поставленных в страну из ОАЭ. По их утверждению, управление комплексами осуществляли наёмники российского происхождения, воюющие на стороне Хафтара.
Однако турецкие беспилотники недолго господствовали в ливийском небе. В конце мая 2020 года африканское командование армии США (US AFRICOM) сообщило о прибытии в Ливию военных самолётов, предположительно российского производства. На официальной странице Пентагона были опубликованы фотографии истребителей МиГ-29, снятых во время перелёта через Средиземное море и на ливийской авиабазе «Джуфра».
Тогда же командующий американскими войсками в Африке генерал Стивен Таунсенд заявил: «Слишком долго Россия отрицала свою причастность к продолжающемуся ливийскому конфликту. Что ж, сейчас отрицать это невозможно».
Ряд экспертов, впрочем, предложил иную версию событий. Самолёты МиГ-29 и Су-24 могли быть закуплены силами Хафтара или их спонсорами в одной из постсоветских республик. При этом открытым оставался вопрос: кто именно сидит за штурвалами боевых самолётов. В ливийских ВВС никогда не было настолько современных самолётов, поэтому получить пилотов войска Хафтара могли только из-за рубежа. Долгое время считалось, что истребителями и бомбардировщиками управляют пилоты из российских частных военных компаний. И теперь появились подтверждения в пользу этой версии.
Русскоязычный телеграмм-канал Reverse Side of Medal опубликовал фото, сделанное в Ливии бойцами одной из российских ЧВК. На фото изображены два истребителя МиГ-29, пролетающие над штабом наёмников. Авторы канала добавили ироничную подпись к фото: «Имперские штурмовики (многоцелевые добровольные истребители) взлетевшие со «Звезды смерти» в ливийской Джуфре».
Словом «добровольные» в среде ЧВК часто называют формирования, неофициально действующие в зонах военных конфликтов. Подобная формулировка известна со времён войны в Корее, где китайский контингент назывался «Корпусом китайских добровольцев». В случае гибели «добровольцев» государство не несёт ответственности за их смерть, в связи с чем такая формулировка используется повсеместно.
Ниже авторы канала опубликовали фото пункта дислокации наёмников в Ливии, добавив подпись: «Прям над офисом летают».
Ранее канал Reverse Side of Medal неоднократно публиковал фото- и видеоматериалы, сделанные бойцами ЧВК в зонах военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке. Для обозначения наёмников и всего, что связано с их деятельностью, регулярно используются слова: «добровольцы», «добровольные формирования» т.д.
Использование наёмников для управления военными самолётами — не новость даже в рамках ливийской войны. Ранее неоднократно сообщалось о том, что на стороне правительства Ливии воюют лётчики латиноамериканского происхождения. В мае 2019 года силами Хафтара был сбит истребитель Dassault Mirage 2000. В плен был захвачен пилот, оказавшийся гражданином Португалии.
Ряд иностранных частных военных компаний имеют собственные военно-воздушные соединения. Впервые такая практика была освоена наёмным отрядом «Дикие гуси» в Демократической республике Конго. В 1960-е годы группа лётчиков кубинского происхождения принимала участие в ряде конфликтов на территории страны.