Российские ракеты начнут приземляться как самолеты

Российские ракеты начнут приземляться как самолеты

«Роскосмос» проведет испытания многоразовой ступени ракеты-носителя в виде беспилотного летательного аппарата.

С 2019 года идет разработка многоразовой ступени легкой ракеты «Крыло-СВ».

Как сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли, многоразовая ступень сможет возвращаться из космоса, приземляясь на аэродром:

«На один из демонстраторов многоразовой ступени легкой ракеты «Крыло-СВ» будет установлено шасси и турбореактивный двигатель, а также носовой обтекатель, как у самолета, которые позволят ей взлетать, выполнять полет и затем возвращаться на аэродром. Фактически это будет БПЛА, созданный на базе будущей ракетной ступени для проверки характеристик полета ступени в атмосфере».

Первый атмосферный полет ступени-демонстратора должен состояться во второй половине 2022 года.

Известный радиоведущий Дмитрий Конаныхин объяснил «Журналистской правде», в чем преимущества проекта «Крыло-СВ».

«Проект «Крыло-СВ» – одна из технологий создания многоразовой ступени космической ракеты. Делать многоразовые ступени можно по-ракетному, как например Илон Маск, для этого ракете необходимо сохранять остатки топлива, чтобы вернуться обратно. Можно делать парашюты, как делают в авиамодельных кружках, когда ракета садится на парашютах. Еще один вариант – приделать к ракете крыло и стартовать вместе с ним, а дальше садиться на крыло по-самолетному.

«Крыло-СВ» – проект конструкторского бюро имени Бартини совместно с Фондом перспективных исследований. Речь идет о первой ступени ракеты, которая не выходит в космос, она необходима для разгона второй ступени космической ракеты, то есть это часть космической ракеты с крылом. После того, как все технологии будут разработаны, вторая ступень будет взлетать по-ракетному, а после отработки топлива отстыковываться и на крыле по-самолетному садиться на аэродром. Для России в условиях дальнего Востока – это удобно.

Для того, чтобы отработать всю технологию посадки нет необходимости запускать первую ступень по-ракетному (ставить ракетный двигатель – это дорого). Можно заменить турборакетный двигатель для этой ступени на самолетный турбореактивный, который дышит воздухом, на керосине. Он будет стартовать с аэродрома по-самолетному, взлетать на крыле, подниматься на высоту, а дальше проверят автоматическую работу дрона по управлению и посадке ракеты на аэродром. То есть нужна демонстрационная модель для отработки технологий посадки.

В СССР подобную технологию использовали для посадки «Бурана», на них ставили самолетные двигатели, и летчики-космонавты взлетали с аэродрома в Жуковском, поднимались на определенную высоту, а дальше отрабатывали технологию посадки в ручном и автоматическом режимах. Это делал Игорь Петрович Волк – выдающийся летчик-космонавт, который возглавлял отряд космонавтов, летавших на «Буранах».

В данном случае речь идет о создании первой ступени космической ракеты и отработке ее посадки по-самолетному. Для того, чтобы делать очень много стартов, посадок, нет необходимости взлетать по-ракетному, поэтому на дроны поставят авиационные двигатели, и они будут взлетать и садиться по-самолетному. Это более удобно.

В этой технологии есть недостатки, как и в технологии Илона Маска. Для того, чтобы посадить ракету по-ракетному, вертикально, на опоры, нужно тащить с собой топливо, то есть его часть нужно оставлять на посадку. Если у вас есть крыло, то оно тоже что-то весит, и мы тоже чуть-чуть снижаем массовую эффективность, но зато оно многоразовое».