Российские таксисты уходят на «черный рынок». Почему услуги стали такими дорогими?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Российские таксисты уходят на «черный рынок». Почему услуги стали такими дорогими?20 прочтенийВчера
В России ужесточили законодательство в сфере оказания услуг такси. Получилось, как в старинной русской пословице: «Хотели как лучше, а получилось как всегда.». Нет, конечно, агрегаторы такси не перестали работать, но на улицах появилось еще больше «бомбил», которые предоставляют услуги через телеграм-каналы и прочие мессенджеры.
Самое интересное, что и клиенты готовы пользоваться такими услугами ради экономии. Эксперты прогнозируют, что сфера такси может еще больше уйти на «черный рынок», где не платят налоги и превращаются в «бомбил».
Почему дорожают услуги такси
Если вы часто пользуетесь такси, должны были заметить «незначительное» подорожание. На самом деле официально услуги такси подорожали примерно на 10–15%, но в реальности речь идет об увеличении тарифов практически на треть. И если раньше нужно было отдавать за поездку до 5 км около 250 рублей, то теперь на некоторых маршрутах до 600 рублей.
Интересно, что популярность такси не падает, а все из-за того, что многие россияне раньше пытались сэкономить на поездках. Теперь же подорожание связывают с несколькими факторами:
– Во-первых, ужесточение норм и законов, связанных с перевозками. Было принято несколько законов, в том числе об обязательном страховании. В итоге цены начали повышать «бомбилы», а позже подтянулись крупные агрегаторы.
– Во-вторых, это уже стандартное подорожание топлива и комплектующих. Запчасти на иномарки стали очень дорогими и не всегда доступными, хотя есть и китайские аналоги. Не стоит забывать, что и сами автомобили дорожают с 1 октября.
К слову, в последнее время отмечается тенденция перехода россиян на каршеринг. Правда, такие услуги доступны только в крупных городах, а еще нужно иметь водительские права. В общем, не все так просто.
Сейчас же отмечается другая тенденция, когда клиенты начали экономить на услугах. И нужно понимать, что спрос всегда будет рождать предложение. Вот оно и «родилось» в телеграм-каналах и мессенджерах. Эксперты отмечают рост ТГ-каналов и групп, где можно найти водителя без агрегатора или службы такси. По сути, речь идет о полулегальной деятельности, так как многие водители банально не имеют разрешительных документов.
Примечательно, что такие телеграм-службы активно используют в регионах, где население еще больше экономит на услугах.
Мигрантов стало меньше в такси
Еще одной проблемой или фактором подорожания выступает запрет на привлечение мигрантов в такси. С одной стороны, регионы избавились от «опасных» водителей, но с другой – новые на работу не идут. Разумеется, нужно учитывать, что сами мигранты никуда не делись, а перешли на «серый» рынок, где не нужно оформлять лицензии и прочие документы. Они вполне себе могут работать через телеграм-каналы.
Самое смешное в этой ситуации, что изначально законы меняли для избавления рынка от «бомбил». Казалось бы, что может пойти не по плану? Оказалось, что «бомбилы» никуда не делись, а начали еще лучше скрываться. Они убирают шашечки «такси» и получают заказы через мессенджеры. Конечно, выявить такого нелегального водителя можно, но кто будет этим заниматься постоянно?
А вот легальных таксистов загнали в жесткие рамки. В 2024 году они должны иметь стопку документов, обязательную страховку перевозчика. Все эти оформления стоят денег, поэтому влияют на тарифы агрегаторов. Причем даже сейчас многие легальные такси еще не состоят в специальном реестре из-за сложностей законодательной базы.
Смогут ли наладить работу таксопарков без «перегибов»?
На самом деле перегибы уже начались, а эксперты заявляют, что только один из пяти таксистов смог получить все документы. То есть сейчас пассажиры вызывают машину на свой страх и риск. Если случится ДТП, то отвечать за здоровье граждан будет некому. Сами таксисты начинают задумываться об уходе из отрасли. Они понимают, что теперь доступна только очень дорогая легальная работа или рискованная нелегальная.
В отрасли отмечают, что с такими законами услуги такси будут доступны только богатым слоям населения. И если раньше такси можно было вызвать, чтобы поехать на работу, то сейчас услугами начнут пользоваться намного реже. Банально, но россияне не имеют столько денег, чтобы кататься на частном извозе.
Правда, есть и обратная сторона медали новых законов. Проще говоря, «бомбил» на улицах станет больше, они перейдут на черный рынок в телеграм-каналы или будут работать на обочине по старинке. И эксперты не считают, что новые ограничения помогут наладить работу. В целом сфера такси работала вполне себе нормально, пока не начали изменять законы.
Происходит «закручивание гаек», которое еще никогда не было эффективным. Причем мы говорим о любых сферах, когда легальная деятельность становится слишком сложной и затратной.