Российский автопром долго разогревался и перегрелся: хроника коллапса

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Российский автопром долго разогревался и перегрелся: хроника коллапсаСегодняСегодня464 минОглавление

Показать ещёРоссийский автопром долго разогревался и перегрелся: хроника коллапса

Конвейер Приволжского автозавода вчера встал намертво. Цеха, где еще год назад кипела работа, теперь погружены в гулкую тишину. 2 500 сотрудников ПАЗа получили приказы о «бессрочном отпуске» — эвфемизм для начала социальной катастрофы. Эта картина — лишь верхушка айсберга: КАМАЗ, АвтоВАЗ и ГАЗ перешли на четырехдневку, а УАЗ отправил рабочих в «корпоративные каникулы» до осени. Автомобильная индустрия, еще недавно обеспечивавшая 3% ВВП, превращается в кладбище нереализованных планов и непроданного металла.

Карта коллапса: где остановилось сердце автопрома

— ПАЗ (Нижний Новгород): Полный паралич производства. Склады забиты 400 непроданными автобусами. Муниципалитеты, главные заказчики, сократили закупки на 70% из-за дырявых бюджетов.

— КАМАЗ (Набережные Челны): Четырехдневная неделя с мая. Спрос на грузовики рухнул вместе с грузопотоками: логистические компании заморозили 30% парка.

— АвтоВАЗ (Тольятти): Продажи Lada Vesta и Granta обвалились на 26% за полгода. Завод едва загружен на 40%.

— ГАЗ (Нижний Новгород): Рынок легкого коммерческого транспорта просел на 40%. Группа увольняет 7% персонала.

— УАЗ (Ульяновск): «Каникулы» до сентября. Спрос на внедорожники упал до уровня 2000-х.

«Мы наблюдаем цепную реакцию. Падение одного сегмента тянет за собой смежные отрасли», — констатирует директор Аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Анатомия кризиса: пять ключевых разрывов

Ценовой обвал покупательной способности

Средняя цена нового авто в России — 3.35 млн рублей (+46% к 2022 г.). Для 80% граждан с зарплатой 70–80 тыс. рублей это равно 4 годам работы без трат. Даже подержанные машины подорожали на 60% — виной утилизационный сбор и скачок валюты.

Великие умы трудятся в российском правительстве, правда? А кто же еще мог додуматься на фоне падения спроса, вводить утильсбор, который существенно увеличил стоимость автомобилей!

Кредитная блокада

Ключевая ставка ЦБ в 21% сделала автокредиты инструментом финансовой пытки:

— Средняя ставка 30% годовых;

— Объем выданных займов: минус 44.9% в IV квартале 2024 г.

«Раньше 85% машин покупали в кредит. Сегодня банки просто отказывают», — поясняет банкир Альфа-Банка Дмитрий Панченко.

Китайский мираж

65 китайских брендов, захвативших 53% рынка, не спасли ситуацию:

— 70% из них не создали сервисные сети;

— Продажи новых моделей упали на 46% в марте 2025 г., несмотря на скидки до 1 млн рублей.

Эффект домино для смежных отраслей

— Дилеры: 200+ салонов закрылись с января 2025 г.

— Лизинг: Платежи выросли до 370 000 руб./мес., выталкивая с рынка 50% компаний.

— Бюджет: Недополучено 1.5 трлн рублей налогов — прогноз Минфина на 2025 г. А это уже привет Набиуллиной и ее подельникам. Впрочем, ее логика проста, как у сантехника дяди Васи: нет доходов – нет расходов. А если нет расходов, то нет и инфляции.

Технологическая пропасть

Средний возраст грузовиков в РФ — 23 года при норме 6 лет. Локализация электроники для авто отложена до 2026 г., а импорт техники упал на 40%. При этом производство отечественных грузовиков остановлено.

Социальные последствия: волна увольнений и «автомобильный каннибализм»

— Рынок запчастей: 70% сегмента контролируют «серые» поставщики, разбирающие новые авто на конвейерах.

— Занятость: под угрозой 600 000 рабочих мест. На УАЗе зарплаты урезаны на 30%, в Тольятти — на 25%.

— Транспортный коллапс: муниципалитеты эксплуатируют автобусы ПАЗ 1995 года выпуска.

«Автопром превратился в поставщика запчастей для самого себя. Это экономика распада», — заключает экономист Евгений Надоршин.

Прогнозы: три сценария для отрасли без будущего

«Управляемая стагнация» (12% рынка): при госсубсидиях и льготном лизинге удастся удержать продажи на 1.38 млн авто.

«Китайский протекторат»: к 2026 г. 4 бренда (Chery, Haval, Geely, Changan) захватят 75% рынка, вытеснив остальные 60 марок.

Коллапс системы: По данным РОАД, при ставке ЦБ выше 15% к 2026 г.:

— Закроется 40% дилеров;

— Продажи рухнут до 850 000 авто;

— Доля новых машин сократится до 10%.

«Рынок не восстановится до 2030 года. Мы теряем отрасль»,* — прогнозирует президент РОАД Алексей Подщеколдин.

Есть еще один прогноз, четвертый: Набиуллина, Силуанов, Мантуров, Алиханов, Патрушев останутся на своих постах. Но в этом случае сложно предположить, какая отрасль загнется первой: автомобильная, сельское хозяйство или авиапром?

Есть ли спасение? Мнения отчаявшихся

Есть предложение отменить утильсбор и НДС на автомобили, что позволит снизить цены на 25–30% (расчеты НИИАТ). Это будет временная мера, но она позволит резко оживить производство и спрос.

Необходим жесткий протекционизм: запрет на ввоз марок без сервисных центров (70% китайских брендов не соответствуют этому требованию). Фактически, сегодняшний автомобильный рынок неуправляем, на нем царит хаос, который устроили китайцы.

Есть еще фантастическое предложение, которое обеспечит технологический прорыв: инвестиции 19 млрд рублей в локализацию компонентов. Но передовые технологии – это не про Россию.

«Без возврата к модели "Один завод — одна марка" мы получим миллион автомобилей-беженцев без запчастей», — предупреждает эксперт "За рулем" Максим Кадаков.

Конец эпохи

Остановка ПАЗа — не временная пауза, а финальный аккорд. Автопром, 30 лет строившийся на импортных технологиях, не пережил разрыва цепочек. 90% критических компонентов нечем заменить, а китайские аналоги лишь маскируют агонию.

Когда 600 000 работников вернутся к конвейерам — вопрос без ответа. Но ясно одно: через два года Россия рискует остаться без собственного автопрома. Единственный рост демонстрирует рынок контрафактных запчастей — его доля достигла 80%. Покупая «разбор» с подпольных складов, россияне даже не осознают, что хоронили не просто машины, а целую индустриальную эпоху.

А ведь автопром для России – это не просто комфортная тачка для поездок на дачу. Это прежде всего, фронтовая логистика. И кто-то, кто это понимает, намеренно бьет в самое яблочко! Нет уазиков, камазов и уралов – подписывай капитуляцию. Все очень просто! А разговоры про перегрев экономики и высокую инфляцию – от лукавого!

Источник