Российский бизнес обойдет торговые барьеры Запада через Сибирь и Дальний Восток
Пока западные страны строят экономические козни, блокируя союзников России, отечественные бизнесмены устремляют взор на Азиатско-Тихоокеанский регион. ФБА «Экономика сегодня» объясняет, как российские предприятия возместят нехватку иностранных товаров из Европы, США и других стран.
До начала специальной военной операции России на Украине и усиления санкционного давления Запада около 10% всего российского импорта и около 1% экспорта в натуральном выражении, по данным Центра стратегических разработок, осуществлялись через границу Белоруссии и Польши. Кроме того, через эти страны проходит один из основных трансъевропейских автомобильных транспортных коридоров «Берлин – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород» и аналогичный железнодорожный транспортный коридор.
Россия меняет торговые коридоры
Основные внешнеторговые перевозки грузов в страны Центральной и Западной Европы, в том числе отдаленные от морской инфраструктуры регионы Германии, Франции, Италии, которые являются важными торговыми партнерами, осуществлялись именно через белорусские и польские территории. При этом, следует из данных Центра стратегических разработок, более 90% импорта осуществляется автомобильным транспортом, и около 75% экспорта железнодорожным транспортом».
Теперь после того, как страны коллективного Запада набросились с санкциями на Белоруссию, как одного из партнеров Москвы, российские предприятия и бизнесмены присматриваются к возможности укрепления сотрудничества с компаниями из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на фоне санкций коллективного Запада. В экспертном сообществе полагают, что такая переориентация поможет российским предпринимателям заменить импортные товары, но частично.
«Все товары, поступавшие в Российскую Федерацию, сейчас подвергаются четкому разделению. Прежде всего в страну не доедут произведенные в Китае под европейскими брендами и попавшие под западные ограничения. Например, товары, содержащие микросхемы или продукцию компаний, которые решили уйти из России.
Азиатские или предприятия других стран с товарами, не попадающими под западные ограничения, организуют прямые поставки. К тому же они учтут опыт прямого экспорта европейских и американских брендов из Китая», — прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Российской академии наук Алексей Маслов.
До ужесточения антироссийской политики, напоминает эксперт, большинство продукции завозилось в порт Роттердама и оттуда транспортировалось в России. Сейчас эту «лазейку» могут устранить и тогда товары пойдут через российско-китайскую границу.
Продовольственных проблем нет
Потребность российских потребителей в импортных товарах незначительна, заявляли в Министерстве сельского хозяйства РФ. Несмотря на обострение геополитической ситуации, Россия продолжает обеспечение внутреннего рынка основными видами продовольствия: зерном, хлебом, сахаром, растительным маслом, мясной и рыбной продукцией и другими. Внутренний рынок защищен, а риски для продовольственной безопасности исключены.
Но вопрос о поставке непродовольственных товаров остается открытым. Хотя взаимодействие с европейскими и западными поставщиками сводится к минимуму, со стороны Дальнего Востока и Сибири Россия остается открытой. В экспертном сообществе уверены, что азиатские производители этим воспользуются.
В среднесрочной перспективе все-таки произойдет замещение многих европейских товаров китайскими и южнокорейскими. Внутренний рынок России наполнит продукции компаний из Юго-Восточной Азии, способных заменить европейские и американские бренды. Таким образом, переориентация России обеспечит замену недостающих комплектующих и товаров, за счет чего азиатские партнеры получат дополнительный рынок сбыта.
«Логистика формировалась годами и за один месяц ее не перестроишь. Поэтому многим компаниям, пострадавшим от санкций, придется переключаться на другую систему поставок. Технически это возможно.
В Китае производится множество товаров, которые прежде изготавливались для европейцев, либо в Европе, в том числе авто товаров, комплектующих и запчастей – их азиатские компании могут поставлять в Россию под другими брендами. Аналогичную схему целесообразно использовать и с другой продукцией», — резюмировал Маслов