Российский бизнес-парадокс: почему при падении спроса растут цены на товары
class=»article__title» itemProp=»headline»>Российский бизнес-парадокс: почему при падении спроса растут цены на товарыВчераЭкономика145,8K интересуютсяИнвестиции для начинающих2,2K интересуютсяФинансовая грамотность6,8K интересуютсяВалюты: курсы и прогнозы5,2K интересуютсяИнвестиции в недвижимость3,8K интересуютсяИнвестиции16,5K интересуютсяКриптовалюта70,6K интересуютсяИпотека1,9K интересуютсяДеривативы1,1K интересуютсяКриптовалюты3,2K интересуютсяБиткойн1,6K интересуютсяВалютный рынок1,4K интересуютсяНедвижимость3,5K интересуются
Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, кажется, работает. Спрос населения уменьшается, а российским предпринимателям, чтобы не прогореть, приходится расширять ассортимент. Цены на товары и услуги при этом продолжают расти. Почему так происходит, АБН24 рассказал экономист Александр Скоробогатов.
Больше половины предпринимателей в России собираются в ближайшее время поднять цены на свои услуги – о таком намерении сообщил каждый третий (41%) из самозанятых и ИП. Эксперт объяснил это значительной нехваткой рабочей силы на рынке – дефицит кадров вынуждает поднимать зарплаты, а это сказывается на конечной стоимости продукции. К тому же высоким остается показатель инфляционных ожиданий, а он, по словам Скоробогатова, подстегивает рост цен.
«И потребители, и предприниматели ожидают роста цен, а инфляционные ожидания сами по себе имеют характер самых сбывающихся пророчеств. То есть, если люди ожидают роста цен, то именно из-за этого уже цены поднимутся. Не случайно, кстати, сам Центробанк на самом деле измеряет инфекционные ожидания, как показатель, который позволяет делать прогнозы относительно инфляции. Это увеличивает спрос. То есть люди уже из этих соображений, что будет подорожание, что-то покупают. А когда высокий спрос, то это само по себе как раз и подстегивает цены», – пояснил экономист.
Еще одна тенденция бизнес-среды – выбор стратегии диверсификации и расширения спектра своих услуг. К такому пути сегодня склоняется большинство предпринимателей, в отличие от 2023 года, когда основные усилия сосредоточились на вложениях в собственное производство. В топ самых популярных способов продвижения сейчас входят увеличение расходов на рекламу и инвестиции в новое оборудование.
Такие изменения, по словам эксперта, могут сигнализировать о том, что экономическая обстановка складывается для бизнеса не самым благоприятным образом. Экономист отметил, что развитие происходит обычно с углублением специализации производства, а не ее расширением. Однако для экономической ситуации в целом это может быть хорошим знаком – политика ЦБ по снижению покупательской активности работает, а инфляция начинает замедляться.
«По сути, как раз необходимость перехода к диверсификации, я бы даже так сказал, может быть хорошим звоночком в плане как раз замедления инфляции. Как ни странно. Потому что к диверсификации деятельности предприниматели переходят тогда, когда собственная специализированная деятельность оказывается в недостаточном спросе сравнительно с тем, как это было раньше», – отметил Скоробогатов.
При таком раскладе, по словам экономиста, альтернатива в виде вкладов и финансовых активов становится для россиян привлекательнее, чем траты на покупки.