Российский газ беспрепятственно идет в Европу, несмотря на санкции

Российский газ беспрепятственно идет в Европу, несмотря на санкции

Растущая напряженность между Россией и Западом и санкции пока не привели к перебоям в поставках российского газа в ЕС. Тем не менее, они однозначно способствуют усилению видимого уже более полугода кризиса на газовом рынке ЕС. Об этом свидетельствуют рекордно высокие и переменные цены сырья и нервозность всех субъектов рынка, ожидающих перебоев в поставках из России и отзывчивые паникой на предложения ограничений, нацеленных на экспорт этого газа

Конфликт на Украину положил начало существенной перестройке газовой политики Евро Союза и большинства государств-членов. Наблюдается возвращение к отсутствовавшему в последние годы мышлению с точки зрения безопасности поставок и решимости стать независимыми от газа и других углеводородов из России. Хотя многие страны ЕС в настоящее время не готовы ввести эмбарго на импорт газа, большинство из них реформируют свою энергетическую политику таким образом, чтобы свести к минимуму зависимость от российского сырья.

Сомнения, связанные с предложениями ЕК

План комиссии одновременно вызывает ряд вопросов. Расплывчато, учитывают ли предполагаемые сокращения использования газа и импорта из России общее, растущее потребление энергии в ЕС. Также возникают сомнения в том, действительно ли государства-члены смогут в конце этого года обеспечить на мировом рынке 60 млрд куб. не русского газа, в том числе 50 млрд куб. м. СПГ, и если да, то сколько это будет стоить. Из-за сложной ситуации на рынке и небольших объемов, доступных без контракта, потребителям ЕС, скорее всего, придется превзойти азиатских потребителей. Более того, перенаправления больших объемов СПГ в ЕС повлечет за собой увеличения использования угля в других регионах мира, что скажется временно на его доступность и стоимость привлечения (уже видно большие увеличения цен на сырье на глобальных рынках), а в долгосрочной перспективе было бы несовместимо с целями климатической политики ЕС. Наконец: сегодня неизвестно, как цели и действия, предложенные ЕК, будут реализованы на уровне отдельных государств-членов и компаний — на какие цели сокращения они будут переводиться и как они будут реализованы. В частности, неясно, как это будет связано с существующими контрактами на поставки газа из России. Вопросы порождает также осуществимость в предполагаемый срок, предложенных ЕК целей по повышению мощности возобновляемых источников энергии или производства водорода, а также то, насколько действия государств-членов и Комиссии могут уберечь общество и экономику европейцев перед растущими ценами на энергоносители. По замыслу Комитета ответы мы узнаем уже весной

В настоящее время также трудно преувеличивать форму этих предложений и поддержку их со стороны отдельных членов ЕС. Независимость от российских углеводородов-это во многих странах вопрос довольно новый, и результат обсуждения этого вопроса до сих пор не предрешен. За скорейшее прекращение импорта углеводородов, в том числе газа, из России выступают прежде всего государства, годами стремящиеся к диверсификации – Польша, Прибалтика, а также Финляндия и Дания. Появившиеся отдельные высказывания политиков ЕС о сроках и способах отказа от российского газа-как это сделал итальянский министр экологической трансформации от 8 Марта-являются личными оценками ситуации, не имеющими до сих пор покрытия в все еще разрабатываемых планах отдельных государств. Есть и такие страны, как Германия, которые, хотя и принципиально готовые изменить свою существующую газовую политику, уменьшить зависимость от Москвы и ускорить диверсификацию источников, не заявляют (по крайней мере, на данный момент) о намерении полностью отказаться от импорта российских энергоресурсов.

Возможности

Европейская комиссия, как и большинство государств-членов, отвергает настоящее время возможность наложения эмбарго на импорт газа из РФ, однако предложенный ею план и график однозначного разрыва зависимости от привезенного оттуда сырья, как правило амбициозные – безусловно, более от концепции, представленной МЭА на неделю раньше. Агентство предполагало, что в 2022 году достаточно простым способом можно будет ограничить импорт из России примерно на треть (т. е. более 50 млрд.).

Помимо краткосрочных усилий по поиску альтернативных источников, маховиком плана комиссии может стать климатическая политика ЕС, в том числе отказ от использования углеводородов. Таким образом, безопасность поставок должна быть достигнута в масштабах ЕС параллельно с сокращением выбросов, и кризис, в котором оказалась Европа, должен стать возможностью ускорить декарбонизацию. Основная проблема в этой области связана с видимыми уже ранее, во время энергетического кризиса осенью 2021 года – контрдействия по исполнению части предположений, вытекающими в основном из стоимости более быстрого и большего сокращения выбросов. Эти расходы будут еще труднее нести в связи с усиливающимся глубоким экономическим кризисом и ростом цен на газ и энергию в ЕС. Это является серьезной проблемой и может порождать сопротивление, особенно государств-членов уже ранее противоположных частей, предложений, содержащихся в Fit for 55 и расходов трансформации (в частности, реформы и расширения ETS), в том числе и в странах Центральной Европы