Российский «Nord Stream-2» загонит Украину в европейские «клещи», а Словакия их сожмёт

Сентябрь 2021 года для Украины обещает стать началом расплаты за воровство и шантаж на межгосударственном уровне. После запуска «Nord Stream-2», ожидаемого осенью 2021 года, «реверсивная схема закупки голубого топлива» Украиной в ЕС, наконец, приобретёт реальные формы.

«Виртуальный реверс» фактически является отбором газа для себя из транзитного потока, идущего из РФ в ЕС ("Газпром-экспорт» — Венгрия — Польша — Словакия — Румыния), а отсутствие необходимости физической прокачки топлива из ЕС позволило украинскому покупателю сэкономить от 10 до 20$ за 1000 кубометров.

Российский «Nord Stream-2» загонит Украину в европейские «клещи», а Словакия их сожмётВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Так «виртуальный реверс» российского газа был налажен Украиной из Польши через пункт Дроздовой, из Словакии по пути Ужгород—Вальке—Капюшоны, на границе с Венгрией в точке «Берег».

После запуска «Северного потока-2», газ к украинцам пойдёт из Словакии, а Украине придётся просить реальный реверс топлива, но цена будет формироваться словаками, едва ли по-братски настроенных к украинцам.

К тому же большой вопрос — сможет ли Словакия обеспечить необходимое давление, чтобы доставить газ, например, до украинского Харькова.

Почему же словаки должны обязательно экономически «обуть» Украину? Потому что перенаправление транспортных потоков газа с Украины на «Nord Stream-2», лишит Словакию гарантированных транзитных €800 млн. в год.

В рамках соглашения со Словакией от 2017 года, она должна получать российское топливо до 2050 года через систему европейских транзитных интерконнекторов, запитанных от «Nord Stream-2».

В реальности, украинцам нечего бояться до 2024 года, так как согласно договору, подписанного между компаниями Газпром и Нафтогаз, Россия гарантирует прокачку через Украину в Евросоюз не менее 40 млрд. кубов газа в год, по принципу «качай или плати».

Газпрому придётся платить, даже если прокачать законтрактованный объём газа не получится, а в случае превышения оговоренного объёма прокачанного газа, расчёт будет идти по коэффициенту 1,2 (на 20% дороже).

К слову сказать, надо вспомнить, что, не смотря на финансовые убытки, Россия зимой платила, как и оговорено, поставляя в Европу весь необходимый для «разнеженных и теплолюбивых» европейцев газ.

Принимая во внимание наличие на территории Украины 4-х огромнейших подземных хранилищ газа (общий объём 31 млрд. кубов), Россия не собирается полностью исключить участие украинцев в транспортировке.

Украинские газовые хранилища позволяют регулировать поставки газа в ЕС. Летом газ закачивается в них по минимальной цене, а зимой идёт сглаживание скачков потребления во время пиковых периодов потребности в нем.

Таких возможностей варьирования не могут обеспечить ни «Турецкий поток», ни «Северный поток», в связи с их пропускной способностью.

Исходя из таких возможностей украинской ГТС, будущее «младо европейцев» достаточно оптимистично, если хоть немного будет работать голова, а не язык.

Ранее, у представителей нации, которая дала миру столько мудрых и образованных людей, был шанс доказать это по-настоящему, рачительно использовав имеющиеся государственные активы, а именно ГТС.

Финансовые эксперты предлагали Киеву два варианта решения проблемы с ГТС: обмен украинской ГТС на добывающие активы в РФ или вхождение вместе с ГТС в акционерный капитал «Газпрома». Но … «козацька гордiсть» не позволила сдать национальные интересы.

Украинцы могут попробовать обратиться к «новым-старым друзьям" туркам, и попытаться наладить импорт сжиженного природного газа через Одесский порт. Но президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган твёрдо стоит на позиции запрета прохода танкеров через Босфор, в виду опасности терроризма вблизи Стамбула.

Есть у «Nord Stream-2» и значительное преимущество перед старыми ГТС. Новый газопровод способен обеспечить давление для прокачки 120 атмосфер, а центральный коридор магистральных газопроводов (украинская ГТС и "Ямал-ЕС") рассчитан на 55-75 атмосфер.

Украинский маршрут доставки газа в 1,5 раза длиннее «Северного потока-2» (на 2000 км). Ну а новомодный тренд, «углеродный след», вообще не идёт ни в какое сравнение: у «Северного потока-2», он в 2 раза ниже катарского, и в 4 раза меньше американского и австралийского СПГ.

Если «незалежна» не одумается, не начнёт искать точки соприкосновения с «агрессором», то она окажется не в европейских объятиях, а в самых настоящих «клещах».

Словаки очень скрупулёзно относятся к заработкам на транзите, и Украина это уже поняла на примере газо-измерительной станции (ГИС) Будинце, где до сих пор работает реальный физический реверс природного газа.

Словакия отказалась полностью перейти на ГИС Вельке-Капушаны, не желая терять транзитные деньги.

Да и последние заявления премьер-министра Словакии Игоря Матовича о расплате украинским Закарпатьем, во время интервью по поводу закупки российской вакцины от коронавируса, говорит совсем не о дружеских отношениях между Украиной и Словакией.